О предупреждении социального иждивенчества

Законнасць і парадак

Совет Республики 20 мая большинством голосов поддержал Декрет Президента Республики Беларусь от 2 апреля 2015 года № 3 «О предупреждении социального иждивенчества». Сегодня вниманию читателей – интервью с членом Совета Республики А.Ю. Дорогокупец о применении положений данного документа.

Дорогокупец
Анжелика Юрьевна, уточните, пожалуйста, с какой целью принят данный законодательный акт?
– Представляя в Совете Республики декрет, министр труда и социальной защиты Марианна Щёткина назвала несколько целей. Это – стимулирование трудоспособных граждан к трудовой деятельности, вовлечение в легальную экономическую деятельность незанятого населения и предупреждение социального иждивенчества. Каждый гражданин нашей страны должен выполнять свои конституционные обязанности по участию в финансировании государственных социальных  расходов путём уплаты налогов, пошлин и иных платежей. При этом она подчеркнула, что не стоит навешивать людям ярлыки «тунеядцы». Если человек признался, что не участвовал в расходах и платит государству определённую сумму, он такой же гражданин, как и все. Кстати, был озвучен и первый положительный результат в рамках функционирования декрета – за первый квартал этого года в службы занятости страны обратилось более 16 000 безработных.

–  Декрет направлен на борьбу с социальными иждивенцами. А кого относят к этой категории?
– К такой категории относятся трудоспособные граждане.  Одни из них не работают и находятся на содержании других лиц; другие – ведут асоциальный образ жизни и поддерживают своё существование мелкими кражами или перебиваются случайными разовыми заработками. В эту же категорию попадают трудоспособные граждане, которые имеют скрытые источники дохода, но налоги не платят. При этом не стоит забывать, что государство берёт на себя большую часть расходов по содержанию своих граждан. Только в ответ на это одни пополняют государственный бюджет, а другие, относящиеся к категории социальных иждивенцев, не производят уплату налогов.
Хотя все наши дети учатся в школах бесплатно, всё население пользуется бесплатными медицинскими услугами. И оплату жировок, проезд в общественном транспорте все мы осуществляем не по полной себестоимости коммунальных и транспортных услуг, а частично, потому что основные расходы, как я уже говорила, берёт на себя государство. В итоге получается, что всех нас одинаково поддерживает государство в плане жизнеобеспечения, но взамен одни пополняют государственную казну, как положено, а другие не считают нужным платить налоги. В этом и кроется социальная несправедливость.
И каким образом справедливость восторжествует?
– Рассчитан единый минимальный платёж для каждого трудоспособного гражданина нашей страны. В год он будет составлять не менее 20 базовых величин. Исчисляться сумма будет исходя из размера базовой величины, установленной на 1 января соответствующего налогового периода, то есть на 1 января каждого года. На сегодня одна базовая величина равна 180 тысяч рублей, соответственно 20 базовых – это 3 миллиона 600 тысяч рублей. Если человек заплатит такую сумму подоходного налога за календарный год, то он может смело сказать, что финансирует государственные расходы. Уточню, что речь идёт о трудоспособных гражданах, постоянно проживающих на территории Республики Беларусь.

Из каждого правила всегда есть исключения. Кто будет избавлен от обязательства уплаты сбора в размере 20 базовых величин?
– В правовом акте перечислены категории граждан, которые освобождаются от уплаты сбора. К ним относятся граждане, воспитывающие ребёнка в возрасте до 7 лет, ребёнка-инвалида в возрасте до 18 лет, троих и более несовершеннолетних детей, при этом имеется в виду один из родителей; все работающие более 183 календарных дней, а также недееспособные граждане, инвалиды, лица моложе 18 лет, женщины, достигшие 55 лет, мужчины, достигшие 60 лет.
Освобождаются от уплаты сбора прибывшие  в республику на постоянное жительство после 31 марта или убывшие на постоянное жительство из республики; граждане Республики Беларусь, фактически находившиеся за её пределами более 183 дней, то есть более полугода.
Пунктом 5 декрета определены периоды участия граждан в финансировании государственных расходов. Это периоды работы по трудовому договору (контракту), военной службы, учёбы на дневной форме получения образования.
Это периоды самозанятости граждан:
— выполнения работ по гражданско-правовым договорам;
— осуществления предпринимательской, ремесленной деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, иных видов деятельности при условии уплаты соответствующих налогов или сборов;
— осуществления адвокатской или нотариальной деятельности, ведения личного подсобного хозяйства и др.
В период участия в финансировании засчитываются также периоды, когда гражданин не трудился по уважительным причинам, например, периоды:
— зарегистрированной безработицы;
— получения государственных пенсий и пособий (за исключением пособий, носящих единовременный характер);
— временной нетрудоспособности.
Периоды участия в финансировании государственных расходов суммируются, если они не совпадают по времени (пункт 6 декрета). В случае совпадения по времени периодов, учитывается один из таких периодов.

А какой принцип финансирования государственных расходов предусмотрен декретом в отношении граждан, которые отработали в календарном году менее полугода, то есть менее 183 календарных дней?
– Подпункт 3.2 декрета освобождает граждан от уплаты сбора, если они имели доходы и заплатили налоги, например, подоходный налог с физических лиц, в размере 20 базовых величин и более. То же касается уплаты единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, налога при упрощённой системе налогообложения. Даже если человек, скажем, проработал два-три месяца в начале 2015 года, заплатил налоги в общем не менее 3 600 000 рублей, и до конца этого года работать больше не будет, то и претензий к нему по поводу уплаты сбора как с социального иждивенца не будет.
При уплате налогов в размере менее 20 базовых величин сумма сбора уменьшается на суммы уплаченных налогов. Скажем, получилось уплатить налогов за год на сумму 2 миллиона рублей, значит придётся заплатить 1 600 000 рублей, то есть разницу между установленным сбором в 3 600 000 рублей и 2 000 000 рублей реальных денежных отчислений государству.

Выходит, что и не обязательно работать на полную ставку, занятость может быть и частичная?
– Совершенно верно. Главное, чтобы, как я только что уточнила, налог был уплачен в сумме не менее 20 базовых величин, в противном случае разницу придётся доплатить. Эта же формула расчёта действует и для тех неработающих граждан, которые сдают в найм квартиру.

Ещё уточните, пожалуйста, такой момент: освобождаются ли белорусы, выезжающие на заработки за границу, от уплаты сбора?
– Они попадают под действие подпункта 3.1 декрета, согласно которому от уплаты сбора за соответствующий налоговый период освобождаются граждане, которые фактически находились на территории Беларуси менее 183 календарных дней. При этом факт нахождения за пределами республики в течение 183 дней и более должен быть подтверждён документально.

Известно, что декрет распространяет своё действие на отношения, возникшие с 1 января 2015 года. А каким будет порядок взимания сбора?
– Гражданин может самостоятельно уплатить сбор. Он должен в период с 1 августа этого года и не позднее 31 мая 2016 года уведомить налоговый орган по месту своей регистрации о неучастии в финансировании государственных расходов и уплатить сбор не позднее 1 июля 2016 года. В этом случае сумма сбора уменьшается на 10 процентов.
Декретом предусматривается разработка механизма взаимодействия (в том числе и информационного) государственных органов и организаций для выявления плательщиков сбора и формирования их списков. Для этого будут задействованы информационные ресурсы. Основные из них – база МВД «Паспорт» и «Регистр населения».
Эти списки будут переданы Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь, на которое возложено ведение электронной базы неплательщиков, в территориальные налоговые органы. Сбор будет зачисляться в местные бюджеты базового уровня и бюджет города Минска. Это позволит увеличить ресурсную базу на местном уровне и направить дополнительные средства на решение актуальных социальных задач, стоящих перед такими органами.
А тем гражданам, которые не уплатили сбор самостоятельно, налоговым органом до 1 октября 2016 года будет вручено извещение на уплату сбора в срок до 15 ноября.
Гражданин, получивший извещение, вправе в течение 30 календарных дней со дня получения извещения представить в налоговый орган документы и (или) пояснения, свидетельствующие об отсутствии у него обязанности по уплате сбора в соответствии с нормами декрета.

К сожалению, не все граждане законопослушные. Будут и те в категории социальных иждивенцев, кто из-за пристрастия к «горькой» не имеет источника дохода, а значит и не сможет заплатить. Что предусмотрено в таких ситуациях?
– Скажу, что неуплата или неполная уплата сбора влекут наложение штрафа в размере от двух до четырёх базовых величин или административный арест.
В период отбывания административного ареста граждане обязательно привлекаются к выполнению общественно полезных работ. Перечень объектов и виды общественно полезных работ будут утверждаться решениями местных исполнительных и распорядительных органов. Стоимость выполненых работ в целом должна составлять сумму налогового сбора, который впоследствии гражданину будет зачтён. От этого и будет польза государству.
А в случае невыполнения установленных обязанностей по соблюдению трудовой дисциплины, требований безопасности при выполнении общественно полезных работ, а также отказа от их выполнения к гражданам во время административного ареста могут применяться дисциплинарные взыскания.
Налоговым органам предоставлено право в отношении плательщиков сбора осуществлять контроль в сфере декларирования доходов и имущества и контроль за соответствием расходов гражданина его доходам.
Если налоговым органом при осуществлении этого контроля будет установлено, что расходы гражданина превышают его доходы, то такие доходы гражданина, исчисленные исходя из сумм превышения расходов над доходами, будут облагаться налогами в соответствии с законодательными актами.

В Беларуси, по оценкам государственных экспертов, сегодня насчитывается около 400 тысяч человек, которых можно отнести к так называемым социальным иждивенцам. Среди них, безусловно, есть люди, которые не сидят без дела, они заняты чем-то полезным дома, но денег за это не получают. Может для них предусмотрены какие-либо уступки, скидки по уплате сбора?
– Нет, никаких скидок не предусмотрено. Но хочу сказать следующее. Когда принималось решение о выходе Декрета «О предупреждении социального иждивенчества» часть населения восприняла это негативно. Но в Интернете, в частности на сайте Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, давались разъяснения по этому поводу. Также активно в теме находятся телевидение, печатные средства массовой информации. К примеру, в номере 92 «Комсомольской правды» за 20-26 мая 2015 года даются подсказки, как платить меньше налогов и при этом не считаться тунеядцем тем людям, о которых вы спрашиваете. Там приводятся пять способов для домохозяек заплатить налог меньше, чем так называемый налог на тунеядство, и при этом не выходить на работу. Можно оформиться домработником в собственной квартире, репетитором у своего ребёнка, стать личным секретарём мужа, мойщиком семейного авто или дрессировщиком домашнего кота. Об этом подробно можно почитать и на сайте «Комсомолки» www.kp.by
Декрет «О предупреждении социального иждивенчества» хоть и вступил в силу, но он продолжает мониториться. И, если будут выявлены изъяны, то могут быть внесены поправки. Президент нашей страны А.Г. Лукашенко на этом и сделал акцент, комментируя необходимость данного законодательного акта.

И всё-таки не нужно искать лёгких путей в жизни, особенно людям, которым не занимать жизненных сил и энергии. Ведь, как это правильно говорится, нельзя жить в обществе и при этом быть свободным от его обязанностей.
– Безусловно, это неоспоримая истина. Не раз мы видели по телевизору рекламу, где звучит фраза «заплати налоги – и спи спокойно». Я советую всем жить по этому принципу, открыто платить налоги в бюджет, иметь незапятнанную репутацию. Ведь если этого не делать, то рано или поздно обман вскроется и придётся всё равно заплатить положенную сумму в бюджет, да ещё и быть оштрафованным. Так что живите по совести.
Если у читателей появятся дополнительные вопросы по данной теме, то задавать их мне можно по понедельникам по рабочему телефону в Гомеле 8 (0232) 43-39-86 с 14.00 до 15.00.

Записала Ирина Лукашенко.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *