Алексичи – вторая Хатынь

Бацькаўшчына Год исторической памяти

Люди! Покуда сердца стучатся, – помните!

История деревни

Из описания Мозырского замка 1552 года известны «села Олексичи и Оводовичи» Загальской недели; «село Олексичское», как свидетельствует упомянутый источник, было передано в держание земянину Андрею Обуху (предку панов Обуховичей). То же описание даёт нам и самые ранние имена-прозвища, ставшие позднее постоянными фамилиями; существуют они на Хойникщине и сегодня: Ревяко, Хилькевич, Богданович.

С середины 1560-х годов Алексичи – в составе Мозырского повета Киевского воеводства Великого Княжества Литовского, с 1569 г. – Минского воеводства ВКЛ. 10 июля 1568 г. Алексичи и Водовичи отданы королём Жигимонтом Августом в качестве лена землянам Киевского повета Филону, Павлу, Кондрату, Семёну, Иосифу, Филиппу Круневичам. Привилеем короля Стефана Батория от 25 февраля 1585 г. две части Водовичей и Алексичей, после умерших без наследников «мужсъкого рожаю» братьев Кондрата и Иосифа Круневичей, были переданы Давыду Есману.

30 августа 1658 г. королевским листом было подтверждено право на ленное владение имениями Алексичи и Глинище мозырскому хорунжему Григорию Круневичу (bona Olexicze et Hliniszcze). Ленное право на Алексичи, кроме того, дважды подтверждал пан Казимир Александр Круневич: 18 марта 1637 г. в Киевском и 18 июля 1671 г. в Лидском гродском суде. 4 декабря 1721 г. копия на владение Алексичами и Водовичами внесена в книги гродские Киевские уже с подачи ксендза Войтеха Янковского, министра Овручской резиденции иезуитов. В архивном деле о дворянстве рода Оскерко сказано, в 1782 г. по завещанию Богуслава Леопольда сыновьям ленное имение, включавшее деревни Новый Двор, Туневщизна, село Алексичи и местечко Богуславец, досталось Флорентину, а потом и его сыну Антонию.

После второго раздела Речи Посполитой в 1793 году в составе Российской империи. В 1796 году во владении мозырского земского судьи Флориана Оскерко были «сельцо Алексичи и двор, местечко Богуслав (Богуславец), село Борисовщина, деревня Туневщизна (Туневщина)», находившиеся в Речицком уезде Черниговского наместничества, с 1797 года – Минской губернии. В 1811 и 1816 г. – владение Юзефа и Антония, сыновей Флориана, Оскерко.

В 1840-х гг. имением Новый Двор, включая село Алексичи, владел Антоний, сын Флориана, Оскерко. В 1850 г. владельцами, теперь уже наследственными, выступали паны Винчи. В 1876, 1889 г. владелицей имения Новый Двор (Алексичи) названа пани Генриетта, урождённая Винч, Сущинская. Роду Сущинских имение принадлежало до конца 1917 г. В пореформенный период село в Юровичской волости Речицкого уезда Минской губернии. В 1871 году возведено новое здание деревянной приходской Свято-Николаевской церкви. Метрические книги сохранялись с 1796 года. В 1897 году в селе находились церковь, церковно-приходская школа, хлебозапасный магазин, 3 ветряные мельницы.

С 8 декабря 1926 года центр Алексичского сельсовета Юровичского, 8 июля 1931 года Хойникского районов Речицкого, с 9 июня 1927 года Мозырского (до 26 июля 1930 года) округов, с 20 февраля 1938 года Полесской, с 8 января 1954 года Гомельской областей. В 1931 году организованы колхозы «Коммунар» и «Пролетарий», работали 3 кузницы и 2 ветряные мельницы. [4]

В деревне Алексичи до войны был 141 двор, где проживало 580 человек. Во время Великой Отечественной войны в августе 1942 года оккупанты сожгли в Алексичах 123 двора, сожгли или расстреляли 366 человек. На фронтах погибли 58 жителей деревни. Через год на месте деревни отстроили 20 домов. В 1943 г. фашисты снова сожгли ее. Деревня представляла страшное зрелище: вместо домов – развалины с кое-где сохранившимися печными трубами.

Жители свою деревню Алексичи называют второй Хатынью: количество жертв среди мирного населения было огромным.

Один день жизни…

За деревней начинался лес, в котором летом 1942 года базировался партизанский отряд.

8 августа 1942 г. в д. Алексичи приехали карательные отряды «СС». Окружили и подожгли деревню со всех сторон. Жителей, которые пытались уйти в лес, расстреливали и бросали в огонь. Так, вместе с детьми живыми в огонь были брошены работники колхоза «Коммунар» Михаленко Захар Петрович, Михаленко Матрена Антоновна, Кособуцкая Ольга Яковлевна, Кособуцкий Александр Иванович. Кроме того немцы сгоняли жителей в дома и поджигали их.

Так, в деревне Алексичи только за один день, 8 августа 1942 г., немцами было сожжено 294 человека и угнано в Германию 12 человек. 

Из показаний Бондарчука Марка Корнеевича, жителя деревни Алексичи: «1942 года 8 августа к нам в деревню приехали войска «СС» немецкой армии и окружили нашу деревню, не выпустив из нее ни одного жителя. После чего зажгли деревню с двух концов и стали сжигать живых колхозников. Часть из них пыталась спасти жизнь, но немецкие отряды расстреливали их на ходу, а некоторых ловили живыми и бросали в огонь, как, например, я знаю, целиком были сожжены тридцать три семьи, вместе с маленькими детьми и стариками: Михаленко Захар Петрович, Михаленко Матрона Антоновна, Кособуцкая Александра Ивановна и другие семьи».

Из показаний Денисюк Марии Терентьевны, жительницы деревни Алексичи: «В 1942 году 8 августа в д. Алексичи приехали немецкие войска «СС», которые окружили д. Алексичи в кольцо, после чего зажгли с обоих концов, а колхозников, находящихся в деревне, никого не выпустили, некоторых загнали в свои избы и спалили живыми. Я хорошо знаю, в тот день было сожжено тридцать три семьи вместе с детьми и старшими, как, например, семьи: Михаленко Захар Петрович, Кособуцкая Ольга Яковлевна, Кособуцкая Александра Ивановна. Я также лично видела, как моего отца и мать сначала убили из автомата и потом бросили в огонь. В этот же период сожгли моих соседей живыми: Кособуцкую Анастасию Леонтьевну, Желенок Анну, которую повалили на землю, взяли за ноги и голову и бросили на горящее строение, и таким же путем уничтожили ее семью».

Из воспоминаний Елены Халимоновны Бондарчук, жительницы деревни Алексичи: «…Догнали меня на моем огороде. А приехали они часов в одиннадцать. У меня было дите маленькое, мальчик был. Он себе спит, а девочка большая смотрела его. Я хотела покормить его. Потом схватила ребенка и побежала. Иду я, а тут соседка моя со своим свекром едет и кричит: «Алена! Алена!..». А уже немцы едут, машины гудят. Начали люди бежать, и я иду, вижу – в конце села загорелась хата. Я побежала туда, и свекор мой за мной. А дети мои старшие дома были. Иду я, а машинка такая серенькая едет, и в ней два немца в черных шапках сидят. Около дуба они завернули, въехали в деревню, остановились и побежали…

У меня мальчик был один полгода, второй года три, и еще соседний один, и я с ними ползу, а потом, как обернусь, немцы идут за мной. Винтовки выставили, идут, идут… Хотелось мне в коноплю доползти. А пули свищут: сюда-туда, туда-сюда…

И я уже вижу, что я лежу в песке и во рту у меня песка много, а потом вижу, что мальчика ранили, и шапочка у него слетела. И вижу я, что он красненький был, а уже его губки желтые-желтые, и говорить не может…

…А дальше уже все…и я не поднялась, и мальчики мои погибли. Подошел он (немец) ко мне, взял меня за руку выше локтя – голова моя приподнялась, и об землю, и кровь из меня течет. А они посмотрели на меня и пошли…».

Про деревню Алексичи в цикле книг «Палеская хроніка» писал наш земляк, известный белорусский прозаик, драматург, публицист Иван Павлович Мележ:

«Глінішча немцы спалілі як бы гуляючы, а к Алексічам і Каранёўцы прыкацілі – годам раней – з вялікаю сілаю, з гарматамі і кулямётамі, з падраздзяленнямі аўтаматчыкаў-людаедаў, – помсцячы за дружбу людзей з партызанамі, акружылі вёскі, пратупацелі шалёнай гайнёю з агнём, з выбухамі гранат, з аўтаматнымі чэргамі па дварах, па хатах, па полі – не абмінулі ні старых, ні груднога дзіцяці. Доўга-доўга звозілі людзі з навакольных вёсак трупы, збіралі абгаркі касцей у попеле пажарышчаў…».

Память

Так сложилось, что всем хорошо знакомы трагические факты из истории Хатыни, где было уничтожено фашистскими карателями мирное население этой деревни.

Но сегодня я должна сказать, что в годы Великой Отечественной войны такая же жестокая судьба выпала и на долю жителей тысяч сел и деревень на территории нашей родной Беларуси. Общей статистики по всему Советскому Союзу не существует, но факты, собранные в разных регионах, просто ужасают.

Трагическая судьба жителей деревни Алексичи и других населенных пунктах нашего белорусского края – это неопровержимый факт чудовищного замысла нацистов по планомерному уничтожению мирного населения деревень и городов нашей Родины.

Недалеко от Алексич стоит памятник-обелиск жертвам того черного августовского дня.

Памятник установлен предположительно в 1968 году. Надпись на памятнике «Здесь похоронено 366 мирных жителей деревни Алексичи, сожженных гитлеровцами вместе с деревней в августе 1943 года».

Ныне памятник в Алексичах состоит из двух частей: бетонного обелиска с красной пятиконечной звездой и текстом на табличке о 366 сожженных вместе с деревней в августе 1942 года; черной гранитной стелы с изображениями звезды, вечного огня и информацией о 366 мирных жителях, павших от рук немецко-фашистских захватчиков в 1942 году.

Вместо эпилога

На территории Алексичского сельского совета находятся памятники и захоронения погибшим в годы Великой Отечественной войны героям и мирным жителям.

«Никто не забыт, ничто не забыто», «Война не закончена, пока не похоронен последний солдат» — эти фразы всем нам хорошо известны с детства. Однако даже спустя 77 лет после победы в Великой Отечественной войне мы точно не знаем ни количества погибших, ни числа пропавших без вести. По всей стране не счесть захоронений, защитников Родины. Поэтому педагоги и учащиеся нашей школы чтят памятные места своей малой Родины.

В рамках памятных дат «День Победы», «День Независимости Республики Беларусь», «День всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны и геноцида белорусского народа», освобождение Хойникского района от немецко-фашистских захватчиков и др. проводятся митинги-реквиемы, организовываются велопробеги и многое другое.

Учащиеся нашей школы занимаются благоустройством памятника жертвам фашизма в Алексичах и памятников, расположенных на территории агрогородка Глинище. 

В школьной музейной комнате оформлен уголок «Память и боль земли Хойникской», посвященный геноциду жителей Хойникского района и событиям 1941-1945 года. 

Мы, юные краеведы, исследуем историю не только Алексичского обелиска и судьбы погибших, но и святые места соседних деревень, ведь это и есть наша малая Родина.

Мы гордимся историей нашей страны, героизмом и мужеством наших солдат в годы Великой Отечественной войны, и горды своим причастием к святому делу.

Ведь есть куда прийти и помянуть земляков, возложить цветы. И эта традиция будет вечна!

Ксения ДМИТРИЕНКО, юнкор, учащаяся 9 класса Глинищанской СШ.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *