Любви и творчества живые родники



Профессию учителя можно без преувеличения назвать идеальной человеческой работой. Открывая мир знаний своим ученикам, он отдаёт им частичку своего сердца, любит их больше себя и, самое главное, учит самостоятельно в книгах и повседневной жизни собирать драгоценные крупицы знаний. Привнесённое учителем не выветривается никакими сквозняками жизни, если это, конечно, настоящий учитель.
Какими качествами должен обладать он, как ему сохранить гармонию с повседневной действительностью и не поступиться своей совестью. Ведь  внутренний мир ребёнка создаётся в большей степени под воздействием личностных качеств учителя. Об этом разговор с преподавателем истории ГПТУ-183 П.Ф. Лекаркиным, трудовой стаж которого исчисляется в 30 лет, из которых 25 он отдал школе, причём не только в качестве учителя, а руководителя педколлектива.
Выпускник СШ № 1 г. Хойники, потом Гомельского государственного университета, директор Партизанской БШ, работник аппарата Хойникского РК КПБ, директор СШ № 4 г. Хойники, на базе которой создана государственная гимназия – такой трудовой путь Петра Фёдоровича. Учительницей работает в гимназии его жена Татьяна Анатольевна. Дорогой родителей пошли дети: старшая дочь Ольга после окончания вуза работает в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, младшая Екатерина – преподавателем в гимназии, зять – в Поселичской СШ. Так что можно говорить о профессиональной династии Лекаркиных.

– Пётр Фёдорович,  а кто был Вашим главным учителем по жизни?
– Родители. Милая, добрая мама Полина Петровна, хранительница домашнего очага, и отец Фёдор Титович. Он долгое время занимал ответственные посты на хозяйственной работе. Очень грамотный, сдержанный, аккуратный, тактичный. Даже без  большого образования, была у отца  сильная закваска, которую ему дали его родители.
А ещё первые учительницы Нина Илларионовна Ильницкая в 1-2 классах, Татьяна Ефимовна Бегельман – в 3 и 4 классах, и классный руководитель  Юлия Валерьяновна Соловьёва. Очень добрые о них воспоминания. Судьба сделала мне прекрасный подарок – они были не только отличными педагогами, но и психологами.

– Вы помните свой первый урок уже после окончания университета?
Конечно. И урок, и торжественную линейку, посвящённую  новому 1980-1981 учебному году, я помню. Тогда я был назначен директором Партизанской школы, которой, к сожалению, уже нет.

– Но ведь директоров не готовит ни одно учебное заведение. Со студенческой скамьи  – и сразу в руководители?..
– Видимо, приглянулся местному руководству. Учился я неплохо. Да и  Партизанская школа не самая большая в районе была. Хороший коллектив. Учителя готовились к каждому уроку так, будто от него зависела вся их судьба. Это тот случай, когда сердца учителей были не только передатчиком, но и приёмником. Уча детей, они обогащали и свои души. Сильные у меня были заместители. К примеру, Нина Михайловна Приходько, которая потом долгие годы работала директором этой школы. Они мне помогали, я прислушивался к их советам. Так что приходилось осваивать азы руководства коллективом, как говорится, на марше.

– Культура любого народа определяется отношением его к учителю. На Ваш взгляд изменилось отношение к нему в последние десятилетия?
– Этот вопрос более уместен к людям, которые старше меня возрастом. Они бы объективно, однозначно ответили: да. А в 80-90-е годы прошлого столетия уже очень много было людей образованных в разных сферах. Это не довоенный период, когда их было мало, а учитель являлся носителем знаний и, естественно, к нему относились лучше. Сегодня же считать, что он человек, который всё знает, – неправильно.
А, во-вторых, нужно самому утвердиться в этом мире. Доказывать своим поведением, знаниями, что ты выше потому, что учишь. 

– Накладывает ли время свой отпечаток на деятельность педагога?
– Учитель будет профессионалом и ценен, если работает в духе требований времени. Нельзя всё время жаловаться на ситуацию вокруг, ибо она имеет свойство изменяться. И когда мы остаёмся на старом восприятии действительности десяти-тридцатилетней  давности, можем  потеряться как учителя. Нас ученики просто не поймут, ведь живут они сегодняшним днём и больше верят в будущее. И живём мы ради будущего.
И ещё. Нельзя учителю ставить себя выше других специальностей, профессий. Соблазн же стать выше очень велик. Играет роль стереотип поведения: мы всё время учим, и появляется стремление всем указывать, поучать, быть истиной в последней инстанции. Это неправильно. Сегодня очень много умных, грамотных людей во всех сферах. Если мы этого не поймём, то, как учителей, нас просто не будут воспринимать.

– И в семье также…
– Наверное, в каждой семье есть такие моменты, когда супруги дают друг другу советы. Надоедание же постоянными наставлениями, замечаниями ни к чему хорошему не приведёт.

– Дети очень разные. Терпеливы ли вы к ним?
¬– Что касается профессии, то по отношению к детям  я очень терпелив. Потому, что они ещё не способны адекватно оценивать всё, что происходит вокруг. И это большая педагогическая ошибка – отворачиваться от ребёнка.

– Пять лет до развала СССР Вы работали в аппарате райкома партии. Что дали эти годы?
– Возможность разобраться в тех вопросах, которые не относятся к педагогической деятельности. Больше узнаёшь людей, общаясь с ними, специфику хозяйственной работы. Это дало очень многое в развитии.
Сегодня некоторые люди бросают камни в огород того времени, в адрес бывших партийных работников. Но, поверьте, в то время там работали очень порядочные, хорошо воспитанные люди, у которых многому можно было поучиться. Хотя, конечно, были и свои негативные моменты. Любая система не может быть совершенной, и тем не менее в советской было очень много положительного.

– Великий римский философ и мудрец Сенека много веков назад сказал: “Жизнь – как пьеса в театре: важно не сколько она длится, а насколько хорошо сыграна”. Так ли она сыграна, как Вам хотелось бы?
– По большому счёту – да, хотя говорить о том, что пьеса сыграна и всё в прошлом, ещё рано. В жизни каждый день происходит что-то новое. А увидеть в обыкновенном необыкновенное – это то же самое, что заметить на пыльном тротуаре, по которому проходят сотни людей, крупицу чистого золота. Найти хорошее даже у самого нерадивого ученика и возвысить его в собственных глазах – разве не равнозначно такому? А ещё большая радость, если он оправдает твои надежды.
Настоящий учитель – это терпение, вера, любовь и доброта. Это те живые родники, чистая водица которых поила когда-то и нас. Все мы прошли школу и поэтому День учителя – всенародный праздник, с которым я искренне поздравляю всех коллег, желаю всего самого хорошего в профессиональной деятельности и личной жизни. И, конечно же, моих бывших учителей. Хочу, чтобы все люди  были благодарны своим учителям, а все учителя признаны своими учениками. И любили их. А это программа не одного дня.



Беседовал Владимир ДОЛГОЛЫЧЕНКО.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *