Зона отчуждения — зона возрождения


Мир науки необъятен, сложен и многогранен. Ведь для того, чтобы добиться успеха в одной её определённой области, нужно обладать основательными знаниями и навыками в целом ряде смежных дисциплин. А потому всегда с невольным уважением относишься к тем, кто с младых лет посвятил свою жизнь служению науке, кто своим повседневным трудом зримо и ощутимо способствует прогрессу человеческой цивилизации. Таков и мой сегодняшний собеседник – заведующий отделом экологии растительных комплексов Полесского государственного радиационно-экологического заповедника М.В. Кудин. Рассказывая о работе своего отдела, он с лёгкостью оперирует цифрами и терминами, терпеливо растолковывает мне самые сложные из них, и три часа нашего, хотя и сложного, но необыкновенно увлекательного разговора пролетают незаметно.
Для начала – краткая биографическая справка. Кудин Максим Владимирович родился в Наровлянском районе, в 1998 году закончил Буда-Головчицкую базовую школу. В 1998-1999 гг. обучался в специализированном классе химии и биологии Гомельского областного лицея. С 1999 по 2004 гг. учился на лесохозяйственном факультете Белорусского государственного технологического университета, специальность – охотоведение.
С 2004 г. – в Полесском государственном радиационно-экологическом заповеднике. Работал инженером лесных культур, заведующим отделом радиационной безопасности, заведующим отделом лесного хозяйства, главным лесничим заповедника, с 2013 – заведующий отделом экологии растительных комплексов.
Окончил аспирантуру Института леса Академии наук Республики Беларусь, в 2011 г. защитил кандидатскую диссертацию, имеет учёную степень кандидата сельскохозяйственных наук. На его счету – 37 научных работ.
Как видим, Максим Владимирович имеет глубокие теоретические знания и большой опыт практической работы. А потому и неудивительно, что его рассказ о работе отдела, изменениях в растительных комплексах на территории заповедника и о многом другом получился таким живым и интересным.
– В своём развитии наше научное подразделение Полесского государственного радиационно-экологического заповедника прошло достойный путь от сектора научной части до её самостоятельного отдела. Проведена огромная научная работа по геоботаническим исследованиям флоры заповедника, формированию гербария растений и определению местонахождения видов, занесённых в Красную книгу Республики Беларусь. Очень многое сделано по отслеживанию процессов изменения радиационной обстановки и изучению перераспределения радионуклидов по компонентам лесных экосистем и другим направлениям научных исследований, которые продолжаются и поныне.
Например, сегодня мы проводим радиоэкологический мониторинг лесных экосистем на лесотипологической основе. Если упростить, то можно сказать так: изучаем как с течением времени меняется радиационная обстановка в компонентах леса – в лесных почвах, в живом напочвенном покрове (лесной подстилке), на нижнем подросто-подлесочном и верхнем древесном ярусах.
Ещё одно направление нашей работы – изучение лесообразовательных процессов: как изменяется растительность в брошенных деревнях и в лесах зоны отчуждения, как происходит облесение территорий зоны отчуждения, оцениваем результаты лесокультурных мероприятий – что мы вырастили за эти годы и что это нам дало.
Если говорить о естественном облесении, то оно идёт очень интенсивно, и на сегодняшний день в зоне отчуждения почти не осталось обширных открытых пространств. Образно говоря, лесные территории в зоне отчуждения на сегодняшний день приросли ещё одним целым лесничеством общей площадью около 20 тысяч гектаров по сравнению с первыми годами после аварии на Чернобыльской АЭС.
Наиболее интенсивно распространяются берёза, ольха и сосна – породы деревьев, имеющие наиболее мощный запас семян. Есть в этом процессе и свои любопытные закономерности: например, берёза более активно распространяется на участках выгоревшего леса, а вот естественные луга и открытые участки покрываются лесом заметно медленнее. Также активно покрываются зарослями ивы (как кустарниковыми, так и ивы древесной) берега заброшенных мелиоративных каналов. А уже поодаль от ивовых зарослей встают молодые берёзы и ольха. Раньше такие исследования проводились только со спутников, сегодня же они стали намного более эффективными и точными за счёт непосредственного присутствия учёных на местах и отбора конкретных проб и образцов.
Заметные изменения в лесах зоны отчуждения произошли в результате изменения гидрологического режима: сказалось снижение уровня вод в Припяти – главной водной артерии этих территорий. Это вызвало ослабление их защитных функций, что привело к распространению энтомовредителей (вредных насекомых – тех же короедов, нашествие которых наблюдалось в последние годы и далеко за пределами зоны отчуждения). Ещё одним следствием этого процесса стало всё более частое появление в чёрноольховых лесах ясеня, который не любит переувлажнённых почв.
Важнейшим направлением нашей работы являются флористические исследования – изучение разнообразия растительности, видового разнообразия растений в зоне отчуждения, которое проводится нашим отделом с 1993 года. Говоря о его промежуточных результатах, нельзя не отметить, что отсутствие антропогенного фактора (т.е. – негативного влияния на флору и фауну результатов хозяйственной деятельности человека) пробудило в природе невиданные доселе силы к возрождению, и зона отчуждения очень быстро превратилась в крупнейший резерват животного и растительного мира. Сегодня мы видим активное распространение редких и охраняемых видов – индикаторов окружающей среды: их существование возможно только при минимальном воздействии хозяйственной деятельности человека, т.к. она для них губительна. К примеру, сегодня здесь мы часто встречаем растения семейства орхидных – одного из самых незащищённых по отношению к изменениям окружающей среды семейств среди покрытосеменных растений. Даже в идеальных условиях их путь от крошечного семени до привлекательного цветка составляет немалый срок: 4 года росток набирает жизненную силу, а зацветает растение только на 17-м году жизни, а то и позже.
Самыми яркими представителями этого семейства на территории заповедника являются «Венерин башмачок», «Ятрышник шлемоносный», «Любка двулистная» и другие.
Всего же на сегодняшний день на территории ПГРЭЗ зафиксировано 47 видов растений, занесённых в Красную книгу Республики Беларусь, 44 вида растений, занесённых в приложение к Красной книге Республики Беларусь.
Их образцы, как и образцы всех растений, произрастающих на территории заповедника, а также информация о них занесены в фондовый гербарий заповедника, созданный руками сотрудников нашего отдела при помощи других работников заповедника, а также сотрудников Института экспериментальной ботаники имени В.Ф. Купревича НАН Республики Беларусь. Это – уникальная гербарная коллекция (на каждое растение даже создан свой паспорт с указанием конкретных мест их произрастания!), список которой насчитывает 1036 видов высших растений, относящихся к 490 родам и 131 семейству.
Получила дальнейшее развитие электронная версия гербарной коллекции – в настоящее время создан обновлённый информационный ресурс, обеспечивающий доступ к постоянно пополняемой базе данных, включающей около 4 тысяч гербарных листов с полной характеристикой гербарного образца из коллекций. Это – неоценимое электронное пособие для преподавателей ВУЗов и учителей, учёных-практиков, студентов и старшеклассников школ.
Свой немалый вклад внесли и вносят сегодня сотрудники нашего отдела в развитие экспериментальных направлений заповедника. Так, например, мы постоянно ведём наблюдения за контрольными и опытными группами на предмет того, насколько накапливают радионуклиды травостои на участках содержания лошадей и сенокосах; изучаем накопление радионуклидов в растениях-медоносах и соцветиях культурных растений.
Кроме того, по причине наличия радиационного фактора, изучаем возможность выращивания интродуцентов – растений для озеленения населённых пунктов Хойникского района. Нами изучается возможность выращивания для этих целей таких растений как туя, пихта, тис, можжевельник и других с тем, чтобы гарантированно обезопасить обслуживающий персонал и население от воздействия радиоактивных почв.
Подытоживая всё вышесказанное, отмечу, что постоянной практической и аналитической работы у нас хватает всегда, и сотрудники нашего отдела решают целый комплекс задач, внося тем самым свой достойный вклад в дело преодоления последствий катастрофы на ЧАЭС.

Записал Виктор НАЗАРЕНКО.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *