Через годы и расстояния


Уже прадедами и прапрадедами стали солдаты и очевидцы той страшной войны ХХ века. С течением времени  всё больше и больше этих «пра» будет прибавляться к словам «дедушка» и «бабушка». Но Великая Отечественная не уйдёт ни из одной семьи, пока будет жить в ней хоть один носитель генов этих людей. И неправда, будто новые поколения беспамятны, будто они не хотят знать о крови и спасении, о жертвах и жертвенности, о любви и ненависти своих предков.



Подтверждение тому – история поисков корней белорусской девушки Любы Тагай, которая вполне могла стать сюжетом с благополучным финалом для уникальной в своем роде передачи «Жди меня» и которая разрешилась буквально в течение одного дня.



В кабинете начальника отдела ЗАГС райисполкома Е.М. Демиденко раздался телефонный звонок. К ней обращалась заместитель директора Гомельского бюро путешествий Инна Николаевна Марковцова, которая хотела  узнать, имеются ли данные на Любу или Любомиру, по отчеству Казимировна, по фамилии  Тагай или Тахай, 1919 года рождения. Её дочь, гражданка Австралии, разыскивает родственников по материнской линии. Согласно имеющимся документам, мать родилась в населённом пункте Княжица в районе Гомеля, Хойник или Юровичей.



Елена Михайловна перебрала архивные листы, сохранившиеся в архиве отдела ЗАГС за 1920-1924 годы, чтобы найти нужное «дело». Ориентировалась на отчество «Казимировна», потому что фамилия Тагай в Княжице, а ныне деревне Слабожанка, довольно распространённая. К сожалению, таких сведений не оказалось. Тогда Е.М. Демиденко подключила к поиску управляющего делами Алексичского сельисполкома  Т.С. Пилипейко и бывшего директора музея И.П. Мележа С.Ф. Липницкую. Как оказалось, ещё жива односельчанка Любови Тагай Вера Григорьевна Михаленко, с которой вместе были угнаны в Германию на принудительные работы, живут и здравствуют родственники.



И буквально назавтра в Хойники приехала семья Толиссон, жители далёкого австралийского города Сиднея – Хелен, её муж  Род и дочь Джессика. Как выяснилось потом в ходе разговора,  в отделе ЗАГС с помощью переводчицы  Марины, до этого семья побывала в двух районах Могилёвской области, где есть деревни Княжица. Ездили туда потому, что в документах матери числится, что родилась она в Могилёвской губернии (не удивительно, в то время Хойникский район принадлежал этой территории).
 Хелен и Род уже на пенсии, их дочь Джессика работает преподавателем в Сиднейском университете, она также очень хотела познакомиться с родственниками по  линии бабушки. Рассказ Хелен был очень эмоционален.



…В 1943 году с территории СССР, занятой немцами, шёл товарняк на Запад. В этом вонючем грязном вагоне ехала и Люба – угнанная в Германию. Приехали. Распределили рабов, и по работам. Люба угодила на какой-то завод. Там она познакомилась со своим ровесником, поляком Джозефом Юзеком. Соединилось несовместимое: шла страшная война, вокруг – смерть, изнурительный труд и голод. Люба не говорила по-польски, он не говорил по-русски, но языковой барьер был взят с ходу. Языку любви не нужны слова. Она была Люба – и всё!



В 1945 году, когда их освободили союзники, решили соединить свои сердца. Брак зарегистрировали в Германии,  тут у них родилась дочь Зося. А когда им было предложено избрать местом жительства Америку, Канаду или Австралию, выбрали последнюю. Здесь на свет появился ещё один сын, его назвали, как и отца, Юзеком, и дочь Хелен.
Любовь и Юзек всю жизнь работали в Австралии на металлургическом заводе, их жилище было обустроено, по желанию матери, на белорусский манер: росли одни и те же цветы, был большой огород, выращивались гуси, а перо с них шло на подушки. Люба исповедовала православную веру, её муж был католиком. В семье всегда был мир и лад. И умерли родители почти в одно и то же время – три года назад, подрастив внуков, порадовавшись правнукам.
В прошлом году семья Толиссон ездила на историческую родину своего отца – в польский город Котчин. А теперь, поблагодарив Е.М. Демиденко за оказанную помощь, устремились на родину матери.



В деревне Слабожанка дорогих гостей уже ждали. Стол был накрыт в семье сына сестры матери   Хелен, Катерины, – Георгия Александровича Белова – заботливыми руками его жены Тамары Ивановны, дочери Алины и внучки Ани. Присоединились и двоюродные сёстры Хелен Мария и Алеся – дочери сестры матери  Ольги. Радость нежданной-негаданной встречи разделила и троюродная сестра Хелен Ольга Побединская, соседка Любовь Пашинская. На протяжении трёх часов переводчица Марина еле успевала отвечать на вопросы одной и другой стороны.



Гости из Австралии зашли и во двор сохранившегося дома, где Люба в последний раз видела своих родных в тот ужасный день изгнания в фашистское рабство, взяли горстку земли, чтобы перевезти её через океан на могилу матери, земля взята также с могил сестёр Екатерины и Ольги с той же целью.
Этот визит, конечно же, не остался незамеченным среди односельчан. И всё качала головой соседка: «Надо же, нашли. Не верится – ведь столько лет прошло. Но находят. Это же диво такое!».
И как тут не вспомнить всей планете знакомые эти обнадёживающие позывные  передачи «Жди меня»: «Ищите друг друга, чтобы ни было, и ждите, несмотря ни на что!».



Клавдия БОСАК.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *