Полярные мнения: за и против «заочки»

Полярные мнения

Продолжаем рубрику «Полярные мнения». Высказывать их по обозначенной теме будут журналисты районки. Понятно,что у каждого после выхода газеты в печать появятся свои сторонники. всех мы готовы услышать и продолжить цивилизованные прения на нашей спорплощадке.

Алеся Ячиченко, заведующий отделом писем и социальных проблем

В вечернем поезде «Гомель-Минск» моей соседкой оказалась студентка заочного отделения одного педагогического вуза.

Во время знакомства она объяснила, что едет пересдавать экзамен по детской литературе, который провалила во время зимней сессии. Вернее сказать, просто не подготовилась. Теперь приходится брать отпуск за свой счёт на работе – трудится воспитателем в детском саду – и испытывать фортуну во второй раз. Учить времени не было, да и желания, если честно. После целого дня с маленькими непоседами вечером не до Агнии Барто – до подушки бы добраться. И бросить бы этот вуз, да без диплома в детском саду долго не задержишься. Вот и приходится ездить на сессии, а на работе во время тихого часа искать в интернете примеры рефератов.
Я сама училась на дневном отделении и горячо отстаиваю такой вид обучения. Это не только время для глубокого познания будущей профессии, но и практика самостоятельной жизни вдали от родителей и другие радости студенчества. Именно эти годы чаще вспоминают люди, говоря о беззаботной юности.
А после откровенного признания воспитательницы, пытавшейся читать краткое содержание сказок Пушкина, мысленно порадовалась, что хоть в медицинских университетах заочки нет. И ведь неспроста.
Ранее понятия заочного образования не было. История заочной формы обучения началась только в 1950-е годы. В послевоенный период требовались квалифицированные работники, но на несколько лет отрываться на учёбу в ущерб своему делу они не могли. Вот и организовали для таких стахановцев обучение по месяцу всего дважды в год.
Те времена канули в Лету. Сегодня заочные отделения, скорее, стали запасным аэродромом для тех, кто не поступил на стационар либо нуждается в подтверждении профессиональных знаний с помощью диплома о высшем образовании, иногда даже не важно какого университета. И если с последней категорией студентов-заочников всё понятно, то намерения молодёжи получить любой диплом любой ценой вызывают у меня недоумение.
Самой большой проблемой заочного образования, на мой взгляд, является слабая самостоятельная подготовка студентов. В отличие от «очников», ребятам приходится самим изучать большой объём информации. Причём качество их знаний напрямую зависит от личной ответственности и не контролируется авторитетными преподавателями, как это бывает на стационарном обучении, где лектор проверяет знания студентов на семинарских занятиях, а не только на экзамене.
Не спорю, есть студенты, которые по объективным причинам вынуждены переходить с дневного обучения на заочное. Но очевидно и то, что те же самые причины помешают в полной мере освоить нужные предметы удалённо. А ведь по этим наукам ещё требуется писать контрольные работы и курсовые. Неудивительно, что именно заочники становятся постоянными клиентами специальных бюро по написанию курсовых и дипломных проектов.
Убеждена, что для желающих получить в вузе полезные и глубокие знания по интересующей теме, «заочка» противопоказана. Ну а если главная цель – получить в первую очередь заветные «корочки», тогда заочное обучение станет удобным вариантом.
Хотя при заочном обучении в зоне риска не только теоретические знания, но и практические навыки. Тем, кто получает образование, не совпадающее с их нынешней профессией, сложнее проходить производственную практику. Если у очников на это выделяется время, то заочники вынуждены лавировать между основной работой, если таковую имеют, и посещением предприятия, за которым закреплены. Остаётся лишь позавидовать тем фигаро, которым удаётся целый месяц успевать и рабочий план выполнять, и практический.

Наталия Чекан, ответственный секретарь

Будучи школьницей, я, как и многие, хотела поступить на «очку», вкушать все прелести весёлой и богатой приключениями студенческой жизни. Однако судьба повела не той дорогой. Я мечтала стать журналистом. Но что делать, если моя маленькая семья при всём своём большом желании не «потянет» столичную учёбу? Отказаться от мечты? От профессии, которая безумно нравится, и подать документы на другую специальность, в ВУЗ поближе и город «подешевле»? Нет, не захотела.
Для меня «заочка» стала хорошей альтернативой. Да, первое время в сердце что-то щемило, когда слушала увлекательные рассказы поступивших подружек, которые приезжали на выходные домой. О «движении» в общежитии, друзьях-одногруппниках и университетских мероприятиях.
Но потом, как говорится, и на моей улице начался праздник. Мне посчастливилось попасть в коллектив районной газеты «Хойніцкія навіны». И началась моя насыщенная журналистская жизнь. И здесь первый плюс – практикам учиться намного проще. Ты в теме. Не только впитываешь информацию, но можешь и свои пять копеек вставить – «а у нас, мол, вот так и так».
Пусть и небольшой, но опыт соединяется с теорией – и багаж знаний становится всё весомее. Все курсовые работы и диплом я писала самостоятельно. Брала актуальные темы и рассматривала их применительно к своей газете. А что касается прохождения практики, то в этом вопросе ты и вовсе вне конкуренции. «Тянула» в Минск здоровенные папки со своими публикациями – у практикантов «со стороны» возможности в этом плане ограничены.
Вообще «заочка» обросла множеством стереотипов. Не соглашусь с тем, кто скажет, что знаний я получила меньше, чем если бы училась на дневном. Мы их просто приобретали в более концентрированном виде. Да, заочная форма обучения – это максимум самообразования. Но ведь всё зависит от человека, его желаний и стремлений. Каждый день сидеть на лекциях, это ещё не значит обогащаться знаниями. Тем более, что в современном мире они, особенно в технических сферах, стремительно устаревают. В течении пяти лет кардинально меняются технологии, появляются новые материалы. Так что учиться на практике придётся всю рабочую жизнь, чтобы не выпасть из профессии. Хотя, безусловно, стоит учитывать разницу между специальностями. Гуманитариям в этом смысле проще.
Я «за» заочное обучение, когда у человека нет других шансов, но есть цель. Или он пришёл в любимую профессию и диплом выступает в качестве «подкрепления». Немаловажным аспектом является и то, что заочное образование финансово дешевле. Например, стоимость обучения на факультете журналистики БГУ сейчас на дневном – 2500-2700 рублей в год, на заочном – 989 рублей. А план приёма на бюджет 9-15 человек в зависимости от направления. Понятное дело, что за этим «бортом» останутся многие жаждущие.
Среди позитивных моментов могу отметить и то, что, если работаешь по специальности, то начинаешь строить карьеру с первого года учёбы. К окончанию ВУЗа я стала уже ответственным секретарём.
Привлекательна «заочка» и для молодых мам. Вместо того, чтобы прерывать учёбу и уходить в академический отпуск, они могут ухаживать за ребёнком и продолжать обучение. К тому же, для заочника нет ограничения в возрасте, что особенно удобно для тех, кто получает второе, а то и третье образование. Вот и я сейчас получаю второе высшее, тоже заочно. И очень довольна.
Нюансов, конечно, множество, но каждый в праве выбирать то, что ему удобно и по душе. И хорошо, что такой выбор есть. И по большому счёту не важно, что написано на первом листе в твоей зачётке, главное – как ты проявишь себя на деле.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *