Защищая права потребителей

Гандаль і абслугоўванне Законнасць і парадак

Накануне Дня потребителя проводилась телефонная «прямая линия» с участием главного специалиста отдела экономики райисполкома Л.П. Рудобелец. Поступило три вопроса.



– Через 1 месяц после покупки мобильного телефона он стал плохо работать. Отнёс его в магазин, хотел, чтобы вернули деньги, но в магазине отказались это сделать, мотивируя тем, что телефон нужно отправить на экспертизу для определения недостатков. Правомерно ли это? Если да, то на время экспертизы должны ли были мне предоставить в пользование другой телефон?
– Согласно Закону Республики Беларусь от 9.01.2012г. № 90-3 «О защите прав потребителей» продавец обязан принять товар ненадлежащего качества у покупателя, а в случае необходимости – провести проверку качества товара. Продавец обязан проинформировать покупателя о его праве на участие в проверке качества товара. Если между продавцом и покупателем возник спор о наличии недостатков товара, то продавец обязан провести экспертизу за свой счёт. О месте и времени проведения экспертизы покупатель должен быть извещён в письменной форме. Стоимость экспертизы оплачивается продавцом. Вместе с тем, если в результате экспертизы товара установлено, что недостатки товара отсутствуют или возникли  после продажи товара покупателю вследствие нарушения им установленных правил использования, хранения и т.д., то покупатель обязан возместить продавцу расходы на проведение экспертизы, а также расходы на транспортировку товара. На время проведения экспертизы другой телефон в пользование не предоставляется.



– В сентябре купила зимние сапоги, через 1,5 месяца у них оторвалась подошва, отнесла назад на рынок, но там отказались их принять ввиду того, что гарантийный срок на них – 1 месяц. Верно ли это? Какой гарантийный срок  на обувь? 
– В данном случае продавец не прав. Для обуви сезонного назначения гарантийные сроки носки исчисляются: для зимней обуви – с 15 ноября; для весенней и осенней – соответственно с 1 марта и 15 сентября;  для летней обуви – с 1 мая.
Течение гарантийного срока прерывается с наступлением другого сезона. Следовательно, гарантийный срок на зимнюю обувь действует до 1 марта. В данном случае недостатки были обнаружены до наступления соответствующего сезона, поэтому гарантийный срок исчисляется со дня начала использования товара, заявленного покупателем.



– Купила телевизор, через 3 дня (не используя его) решила вернуть в магазин, однако продавец отказала, так как уже в гарантийном талоне стояла отметка о продаже.  Правомерно ли это? Можно ли возвращать доброкачественные промышленные товары?
– В данном случае продавец прав. Согласно абзацу 7 Перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену и возврату, технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки и в техническом паспорте (заменяющем его документе) имеется отметка о дате продажи, не подлежат возврату.



Записала Ольга БЕЛАШ.


 



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *