В районном краеведческом музее среди ценных экспонатов в витрине закреплена лётная книга ветерана Великой Отечественной войны Николая Семёновича Лавшука.
В добротной тетради точно зафиксированы количество ночных полётов, масса сброшенных на вражескую территорию бомб и тысячи листовок. С удивительной скрупулёзностью вёл свой профессиональный лётный дневник штурман Лавшук в обычном альбоме для стихов. Только не увидели его страницы рифмованной лирики, наоборот – каждая страница испещрена прозаичными данными о ходе военных действий. Такая вот ирония судьбы.
В 1940 году уроженец Василевич Николай Лавшук поступил в Краснодарскую авиашколу, где обучали лётчиков, а также авиаштурманов и стрелков-бомбардиров. Разбушевавшаяся война ускорила учёбу, поэтому в короткие сроки белорус Лавшук получил специальность, звание младшего командира и первое место работы в качестве штурмана в кабине самолёта У-2. Первые боевые вылеты Николай совершил уже в начале 1942 года в небе Северо-Западного фронта.
В дневнике штурмана аккуратным почерком выведены основные факты о ночных лётных сменах. Авиатор честно пишет об успехах и неудачах: уничтожена рота противника, однако получено 27 осколочных пробоин в корпусе самолёта. Со временем отчётность перемежается и гордыми записями. Как например, «Декабрь 1942 г. – орден Красной Звезды».
Сохранились и воспоминания самого лётчика: «Возвращались на базу. Попали под обстрел. Самолёт был повреждён и стал постепенно терять высоту, попал в «штопор». У самой земли взорвался бак с горючим. Я получил ранение и контузию. Повезло, что на земле подобрали наши». Но такие обстоятельства не помешали молодому лётчику, подлечившись в госпитале, вскоре опять совершать полёты. Занялся воздушной разведкой, перебрасыванием продуктов с аэродрома на аэродром, бомбёжкой. Позади участие в Брянском, 1-м и 2-м Прибалтийском фронтах. Наконец служба забросила в Полоцк. В небе над Родиной самолёт не смог выкрутиться от обстрела вражеского истребителя «Мессера». Опытный советский штурман Лавшук еле-еле довёл свой У-2 до посадки, но не смог спасти второго лётчика от смерти.
В 1943 году Николай Семёнович Лавшук награждён орденом Красного Знамени. А победу встречал в качестве слушателя Сталинградской военной авиационной школы высотно-скоростной авиации. К сожалению, ранения и контузия не позволили белорусу начать полноценную лётную карьеру: медкомиссия резко перечеркнула её фразой в медицинской карте «Не годен».
После демобилизации Н.С. Лавшук «спустился на землю»: более 30 лет работал на железнодорожных станциях «Василевичи» и «Хойники». И лишь записи убористым почерком свидетельствовали о высоком прошлом военного лётчика.
Записала Алеся ЯЧИЧЕНКО.