Информирован – значит защищён

Экономика

23 декабря прошлого года вступил в силу Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей».

О том, какие нормы изменились, а что только введено, наша беседа с начальником отдела экономики райисполкома Т.Г. Демченко.

– Татьяна Геннадьевна, изменения коснулись информации, которая должна доводиться до покупателя?

– Требования к данной информации оптимизированы. Закон дополнен нормами о том, что потребитель должен знать о стране происхождения товара, когда адрес изготовителя и страна происхождения не совпадают; о классе энергоэффективности товаров.

Те, кто реализует товар дистанционно, в том числе через Интернет, обязаны в этих источниках указывать цену реализуемого продукта шрифтом, размер которого должен быть не менее половины наибольшего размера шрифта, содержащегося в описании. Это позволит сделать информацию читабельной для потребителей и снизить количество случаев введения их в заблуждение относительно стоимости покупки.

– Какие ещё нововведения закреплены?

– Право потребителя на осуществление расчётов в наличной и безналичной форме. При этом введён запрет на установление субъектом различных цен в зависимости от формы оплаты.

Запрещено требовать у потребителя паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, при возврате ему денежных средств (исключение составляют случаи, если при заключении договора использовались данные документа удостоверяющего личность). Уточнён порядок отзыва небезопасного товара от потребителей и порядок информирования об этом потребителей и уполномоченные государственные органы.

– Как изменились требования о замене или возврате недоброкачественного непродовольственного товара?

– Ранее обнаруженные недостатки товара должны были быть устранены продавцом (изготовителем, поставщиком) безвозмездно и незамедлительно. Максимальный срок их устранения не мог превышать 14 дней. Теперь же, по письменному согласию с потребителем, этот срок может быть увеличен, но не более чем до 30 дней.

– Как часто в отдел экономики обращаются граждане по вопросам защиты прав потребителей? И какими функциями наделён райисполком в области защиты прав потребителей?

– Не могу сказать, что мы рассматриваем такие обращения еженедельно, однако вопрос защиты прав потребителей достаточно актуален. Местные исполнительные и распорядительные органы наделены достаточно широким спектром полномочий в области защиты прав потребителей: рассмотрение обращений, разъяснение законодательства, направление предписаний, направление материалов в органы, уполномоченны составлять протоколы об административных правонарушениях, обращение в суд с иском о защите прав потребителей.

За 2018 год в наш отдел поступило 10 обращений граждан по вопросу защиты прав потребителей, по 4 из которых гражданам даны письменные разъяснения, по 6 направлены письменные предписания в адрес продавцов (исполнителей) о прекращении нарушений прав потребителей. Подготовлено и направлено в суд 4 исковых заявления на общую сумму 5,8 тыс. руб.

За содействием в защите прав потребителей граждане могут обращаться как в местные исполнительные органы, так и в общественные организации по защите прав потребителей и судебные органы. В райисполкоме вопросы защиты прав потребителей рассматриваются отделом экономики, контактный телефон 2-16-36.

Беседовала Ольга БЕЛАШ.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *