Эх, родная, 56-я, десантно-штурмовая

Общество

Афганский город Гордез находится прямо на границе с Пакистаном. Осенью там царит вполне комфортная для белорусов температура – в среднем +14, правда, летом столбик термометра взлетает до +50 в тени.

Все оттенки погоды и характер горного ветра познал на непростой службе русый парень из Храпкова Геннадий Тишкевич. Годы его службы пришлись на финальные аккорды 10-летнего военного конфликта в Афганистане – с 1986 по 1988.

До своей отправки в армию парень отучился в восьмилетке и закончил Рудаковское училище, получив корочки водителя. Как же выручит эта специальность в будущем! За время армейской службы Геннадий сменит с десяток видов транспорта – от трактора до УАЗа. Одно из армейских фото даже будет подписано «Я и мой Урал». Эту тягу к технике юноша сохранит на долгие годы, да и теперь одно удовольствие управлять машиной для Геннадия Вячеславовича.

Первые месяцы новобранец Тишкевич провёл, как и полагается, в учебной части. По таинственной случайности в армию парень отправился в памятный совсем другими событиями день 26 апреля 1986 года. Осенью солдат отправили в Ташкент, оттуда в Кабул, а затем в Гардез. До июля 1988 года Геннадий Тишкевич служил в 56-й отдельной гвардейской десантно-штурмовой бригаде. И опять в историю вмешивается случайность, только теперь добрая. Так совпало, что в этой же бригаде служил в тот же призыв ещё один уроженец Хойникщины – Владимир Бордак. Хоть и нечасто, но земляки виделись по службе, а после демобилизации на всю жизнь сохранили крепкую мужскую дружбу.

Наверное, это черта всех ветеранов войны – люди, повидавшие горе боевых действий и закалённые этими трудностями, не любят вспоминать то горькое прошлое. Вот и в случае с Геннадием Вячеславовичем приходится задавать наводящие вопросы, чтобы хоть по крупицам выпытать детали его афганской молодости. Да, подтверждает, видели всякое. В 1980-1987 годах город использовался как операционная база ограниченного контингента советских войск в Афганистане, в том числе при проведении крупной войсковой операции по деблокированию стратегического шоссе Гардез – Хост. Участвовали в открытии так называемой дороги жизни, когда душманы несколько месяцев держали заблокированной путь так, что советским войскам невозможно было получить медикаменты, провизию и многое другое. Месяц бригада жила на подножном корме. Геннадий Тишкевич до сих пор вспоминает, как больше 30 дней из-за осады питались буквально одними сухарями и чаем. В целом же, быт и пропитание солдат там оценивает высоко.

Служба так захватила парня, что после отъезда из Афганистана в составе транспортной колонны он решил остаться в армии на сверхсрочную службу. На тот момент он четыре месяца провёл в Ташкенте. Но, отправившись в отпуск на родину, не смог покинуть эти родные места. Так и остался.

Теперь один раз в году, 15 февраля, он встречается с такими же ветеранами Афганистана, не только чтобы почтить память погибших на той войне сверстников, а затем, чтобы встретиться с молодёжью и детьми помладше и сказать: ребята, цените жизнь, но всегда будьте готовы встать на защиту своей Родины, как мы… Не станет исключением и год нынешний.

Алеся ЯЧИЧЕНКО. Фото автора.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *