И счастье, и судьба…


Учителя  Оревичской школы семидесятых… Какие же они тогда были молодые и красивые! И, как всегда, были озорные, непослушные ученики, которые своим поведением делали “подкоп” в ту мудрую науку, которая называется педагогикой, экзамен по которой не заканчивается отметкой в зачётке студента.


Сказать, что мы любили и уважали своих учителей  – это мало, – говорит Людмила Фёдоровна Кулаковская, начальник отдела образования райисполкома. – Мы их боготворили. Все: примерные ученики и “трудные”. Никогда потом в жизни не было таких учителей, даже в вузе. Не в плане того, что называется учебным предметом, а в том, что носит название уроков жизни: верить людям и уважать их, мечтать, творить добро, понимать печаль и горе, идти на помощь тому, кому тяжело и больно…

Наверно, у каждого слова есть душа. Не потому ли и западают слова в душу, наполняют сердце радостью или заставляют его сжаться от боли? А иные слова, как опавшие листья, шуршат под ногами бесполезно, ненужно, пока не разгонит их ветром неведомо куда. Лишь горечь останется или пустота. Великими, судьбоносными для русоголовой девочки Люды стали слова её первой учительницы Софьи Александровны Карницкой и преподавателя белорусского языка и литературы  Марии Ивановны Пикуль. Для примерной ученицы,  школьной активистки, пионерки, а потом комсомолки, чем очень гордилась, было ясно делать жизнь с кого. И всё же на счастливом берегу детства и в дальнейшем главным учителем, человеком, которому можно было доверить всё и быть понятой, была мама Полина Игнатьевна, продавец местного магазина. Должно быть, природа запрограммировала людей так, что всё лучшее передаётся детям от матери. Видимо, на генетическом уровне закладывается то, что мать должна передать сыну или дочери всё лучшее из того, чем она обладает, а худшее заблокировано от проникновения в душу ребёнка.

В их семье были ровные отношения, согласие и  взаимное уважение. Отец Фёдор Петрович, инженер  совхоза, на решение дочери поступать в Гомельский университет на факультет белорусского и русского языка и литературы только сказал: “Ты взрослый человек. Знаешь, какой путь предстоит…”

Как птица счастья, пролетели студенческие годы. Работала и училась. Воспитательницей группы продлённого дня Витьевской средней школы, СШ № 1 г. Хойники, учительницей белорусского языка и литературы, организатором внеклассной работы первой городской школы, заведующей методическим кабинетом  отдела образования Хойникского райисполкома, главным специалистом районного Совета депутатов, заместителем заведующего отделом образования. Прочный запас теоретических знаний, богатый практический опыт позволили ей принять предложение районного руководства в июне 1998 года возглавить отдел образования.

Прошло одиннадцать лет. И сегодня Людмиле Фёдоровне очень подходит уважительное слово “профессионал”: не в качестве мимолётного комплимента, а  констатируемого факта. Это тот счастливый случай, когда говорят: человек на своём месте. И хотя слова эти изрядно поистёрлись от частого употребления в прессе, здесь они – как нельзя кстати.

– Не всё легко и просто давалось и даётся, – говорит Людмила Фёдоровна. – Но как бы это банально не звучало, работа в радость. Я так и не разлюбила педагогическую деятельность. Или она – меня.

– Можете ли сказать, что Вы  деловая женщина?

– Если исходить из смысла, который вкладывается в это словосочетание сегодня, то это женщина, у которой собственный бизнес, своя фирма, своё частное предприятие. А я человек государственный. У  меня работа, которой занималась и в годы так называемого застоя и перестройки, и которой занимаюсь сегодня. Начальник отдела образования такой же человек, как все. Просто ему (или ей), кроме профессиональных способностей, нужно иметь крепкие нервы. Ситуаций, которые этого требуют, множество: от организационных моментов до ежедневного общения с людьми (кстати, не всегда приятного). И с каждым нужно быть внимательной, сдержанной, доброжелательной. Непосредственно в отделе всё просто. Ведь подобралась команда единомышленников: Людмила  Николаевна Тупица, Татьяна Васильевна Назарова, Светлана Тихоновна Добуш… А так по утрам вместе с одеждой “надеваю” и улыбку, хотя не всегда удаётся “удержать” её в течение дня.

– Вы устраиваете себя как начальник отдела образования?

– Я не настолько самонадеянна. Сама, наверное, лучше всех вижу свои “проколы”. Не знаю только, все ли. Ошибки у каждого человека были и будут. Важно уметь их видеть и признавать, не обвиняя никого, кроме себя. Мы все не безгрешны. Можно обидеть человека, того не желая и даже не подозревая, в силу, скажем, различия мировоззрения, разных интонаций жизни. Я тогда очень переживаю. Так что, выражаясь штампом недавних времён, “возможности для роста  у меня есть”.

– Вы любите одиночество?

– Большую часть суток среди людей. Однако есть такие моменты, когда необходимо побыть одной. Наверно, нужно разумно дозировать и то, и другое.

– Считаете ли Вы себя человеком счастливым?

– Да. Радуюсь каждому новому дню, радуюсь, когда задуманное сделано. Счастлива тем, что у меня два прекрасных сына, которые получили по два высших образования и нашли своё место в жизни. У них хорошие семьи, а у меня двое милейших внуков. Есть любимая работа.

Хотя вопрос о счастье чисто риторический. Бывают счастливые события и несчастливые. Как можно сказать, что человек счастливый, у которого, скажем, недавно умерла мама, или вспомнишь чернобыльскую трагедию? И, вместе с тем, как можно назвать себя несчастной, если что-то важное в жизни  сделано? Счастье – это не статистическое состояние. Оно в движении всей жизни. Счастье – в стремлении к счастью. И в воспоминаниях о нём. Не верю в рецепты счастья, кроме одного: избегать подлости, злых поступков, слов, чувств – хотя бы собственных.

– Вас предавали? Как Вы вели себя в этом случае? Умеете ли вы ненавидеть?

– Да, предавали. Это очень больно. И тогда я просто вычёркивала человека из своей жизни. Ненавидеть не умею. Стараюсь не поддаваться и менее сильным чувствам – обиде, раздражению. Получается. Думаю, что у каждого может получиться во имя собственного же блага.

– Вы стараетесь понравиться людям?

– Сочувствую тем, кто старается понравиться всем. Никогда не доказываю, что я другая, лучше, если обо мне в глаза или за глаза говорят что-то нехорошее. Я такая, какая есть. И благодарю Бога, что он дал мне такую судьбу, такую жизнь. Если что-нибудь не то сказала, не то надела, не так выступила, как кому-то хотелось, –  что поделаешь? Я такая и не хочу быть иной.




…Такая она, наша современница, с её отношением к жизни. Благодаря её усилиям, педагогов, руководителей учреждений образования при поддержке местной власти в последние годы сделан важный шаг к повышению качества образования. Созданный образовательный комплекс позволяет эффективно решать задачи непрерывности образования, многие дошкольные учреждения района – это очаги радости, счастья и хорошего настроения для воспитанников и их родителей. Отдел, учреждения образования особое внимание уделяют повышению результативности, качеству образования, созданию благоприятных условий для  воспитательной работы. Успешно решаются кадровые проблемы. На смену тем, кто уходит на заслуженный отдых, приходят молодые талантливые учителя.  В нынешнем учебном году их прибыло 47.

Особое внимание уделяется дифференциации обучения. Учащиеся активно занимаются в различных заочных республиканских  школах, участвуют в конкурсах, научно-практических конференциях, олимпиадах по общеобразовательным предметам.

Труд и учёба – единственный путь, который ведёт к достижению великой цели – осуществлению мечты. Этим путём шли великие и просто хорошие люди. Иного пути в природе нет. И дай  Бог и в дальнейшем начальнику отдела образования и возглавляемому ей большому коллективу педагогов  района крепкого духа, горячих сердец, радости и любви, здоровья и счастья на этом благородном пути.


Владимир СЕМЕНОВ.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *