От противодействия экстремизму до охраны правопорядка. Какие законодательные новации готовят в Беларуси

Новости страны

Завершена работа по подготовке законодательных актов в сфере обеспечения национальной безопасности и охраны общественного порядка.

В ближайшее время около 10 законопроектов будут внесены в парламент и рассмотрены на весенней сессии. О том, какие именно законодательные инициативы подготовлены, рассказал журналистам глава Администрации Президента Игорь Сергеенко совещания у главы государства, передает корреспондент БЕЛТА.

Проведен масштабный пересмотр законодательства. При выработке тех или иных предложений тщательно анализировался международный опыт и актуальные тенденции в тех или иных правовых аспектах. На площадках Администрации Президента и Государственного секретариата Совета безопасности были созданы две рабочие группы. Первая занималась совершенствованием кодекса по вопросам уголовной ответственности, вторая координировала деятельность по корректировке законодательства в сфере общественной безопасности. Это поступательная работа по совершенствованию нормативной базы страны в целом. Ранее необходимые изменения были внесены в КоАП и ПИКоАП.

В настоящее время завершена работа по комплексному пересмотру уголовного законодательства. При этом речь идет не только о «закручивании гаек», усилении ответственности по некоторым направлениям, но в ряде случаем, наоборот, произойдет декриминализация.

«Это большой пласт проблем. Предлагаемые меры направлены на то, чтобы обеспечить общественную безопасность с учетом практики последнего года, — сказал Игорь Сергеенко. — Ряд мер направлен на усиление защиты тех сотрудников, которые обеспечивают эту безопасность, — сотрудников МВД, госаппарата, военнослужащих».

При совершенствовании законодательства пересмотрен ряд статей Уголовного кодекса. В частности, исключены отдельные составы, которые сейчас практически не работают или по ним возможно привлечение виновных лиц к административной ответственности.

«С одной стороны, по отдельным составам введены новые статьи, которые будут усиливать уголовную ответственность за нарушения, в том числе законов о массовых мероприятиях. А по части статей ответственность будет смягчена», — пояснил Игорь Сергеенко.

В числе законодательных инициатив — предложение предоставить судам право самостоятельно принимать решение и применять гибкие подходы по назначению наказания. «Это в первую очередь замена тех наказаний, где предусмотрено лишение свободы, на ограничение свободы», — отметил глава Администрации Президента.

По его словам, с учетом международного опыта предлагается усилить ответственность за уклонение от уплаты налогов, ввести понятия «значительный», «крупный» и «особо крупный размер».

Один из законопроектов, который планируется внести в парламент, касается недопущения реабилитации нацизма. Игорь Сергеенко обратил внимание на то, что подготовка этого документа ведется с прошлого года. Использовался при работе над законопроектом и российский опыт. В документе сделан акцент на профилактическую составляющую, чтобы не допустить реабилитации нацизма и совершения серьезных преступлений в этой сфере. С этой целью оговаривается ряд мероприятий идеологической направленности.

«В целом все участники совещания подходы к изменению законодательства одобрили. Высказаны отдельные замечания, которые будут учтены в ходе доработки. Главой государства поставлена задача, чтобы все было учтено, исходило от практики и так, чтобы наши граждане узнали об этом заранее — о законах, которые будут приняты, какая ответственность будет вводиться по тем или иным статьям», — подытожил Игорь Сергеенко.

О противодействии экстремизму

Генеральный прокурор Андрей Швед рассказал об инициативах его ведомства. Часть из них касается усиления и конкретизации ответственности за экстремистскую деятельность. «Мы проанализировали опыт событий прошлого года, учли в законодательстве опыт других стран, в том числе Российской Федерации, подготовили соответствующий проект закона», — рассказал генпрокурор.

По его словам, в документе конкретизируется понятие, что такое экстремизм. «Это любая противозаконная деятельность, направленная в том числе на территориальную целостность, суверенитет нашего государства, конституционный строй, общественную безопасность. Уточнено понятие экстремистских материалов. Теперь это не только информационная продукция, но и любая атрибутика, символика, которая используется с этой целью», — сказал Андрей Швед.

Расширены полномочия ряда государственных органов, в том числе органов прокуратуры. Предлагается наряду с генпрокурором наделить прокуроров областей и города Минска правом приостанавливать деятельность организаций, если в их работе есть признаки экстремизма, и инициировать перед судом вопросы об их ликвидации. Сама процедура ликвидации таких организаций предполагается в ускоренном порядке.

Министерство внутренних дел, КГБ наряду с прокуратурой также будут наделены правом внесения предписаний об устранении нарушений закона, направленного на противодействие экстремизму. В случае игнорирования этих предписаний деятельность юридических лиц будет прекращаться.

На МВД предлагается возложить ответственность за ведение банка данных лиц, которые были уличены в экстремизме. Речь идет как о физических, так и юридических лицах.

«Кроме того, в Уголовный кодекс внесены соответствующие корректировки и поправки, направленные на то, чтобы те лица, которые совершают экстремистские действия, привлекались в том числе к уголовной ответственности. Конкретизированы все виды деятельности, которые тем либо иным образом способствуют экстремистской деятельности. Это, например, вербовка, обучение, подготовка… То есть любая форма деятельности, которая связана с экстремизмом, в дальнейшем будет подлежать уголовно-правовой оценке», — подчеркнул Андрей Швед.

О «забастовках» на предприятиях

Заместитель государственного секретаря Совета безопасности Александр Рахманов рассказал, что предлагаются изменения и в трудовое законодательство, направленные на недопущение незаконных забастовок. Но уточнил, что если говорить юридическим языком, то, наверное, неправильно будет употреблять термин «забастовка».

«Как вы видели, акции, которые происходили на предприятиях в прошлом году, не имели цели, которые имеет забастовка, — решение какого-то трудового спора между работниками и нанимателями. Они преследовали цель расшатать коллектив, дестабилизировать работу предприятия, полностью остановить его работу, а в дальнейшем поделить рынки. Притом зарубежные рынки, на которых продукция нашего отечественного производителя пользуется довольно высоким спросом», — пояснил заместитель госсекретаря.

О фейках и публикации личных данных

Ожидается, что в белорусском законодательстве появится дополнительная ответственность для авторов распространяемой недостоверной информации — так называемых фейков.

Александр Рахманов отметил, что подобные новации в последнее время внедряются в законодательстве целого ряда зарубежных государств. Он подчеркнул актуальность проблемы распространения недостоверной информации под видом достоверной.

«Конечно же, в национальном законодательстве появится дополнительная ответственность для тех людей, которые занимаются распространением лживой, недостоверной информации, тем более выдавая ее в качестве достоверной, проверенной и точной. По различным направлениям нашей жизни. Это и развитие страны, и военно-техническое состояние, состояние рисков и вызовов для национальной безопасности. Это и положение дел в области здравоохранения и так далее», — пояснил он.

«Довольно большой вред может нанести такая информация, когда она направлена на дискредитацию государства, общественных институтов. Понятно, что цель одна — разжигать среди населения нетерпимость и недовольство, которые в последующем выливаются в различные иные акты — преступления и негатив, с которым мы в том числе сталкивались во втором полугодии 2020 года», — акцентировал внимание заместитель госсекретаря.

Кроме того, Александр Рахманов сообщил, что предполагается существенно ужесточить наказание за публикацию личных данных. При этом будет предусмотрена разная ответственность за сбор, распространение и случаи, когда это повлекло последствия и ущерб для граждан.

О борьбе с героизацией и реабилитацией нацизма

Также подготовлен проект закона, направленный на противодействие героизации нацизма. «Мы детально обсудили этот законопроект (на прошедшем у Президента Беларуси совещании. — Прим. БЕЛТА). Он на злобу дня», — рассказал Андрей Швед.

По словам генпрокурора, принятие закона станет серьезным шагом в противодействии имеющим место негативным проявлениям. «Мы стали отмечать, в том числе в СМИ, интернете, такие проявления, направленные на то, чтобы обелить нацистских преступников, которые в годы Великой Отечественной войны совершили злодеяния против белорусского народа, устроили здесь геноцид, — пояснил он. — Кроме того, Генпрокуратура несколько месяцев назад начала работу, направленную на то, чтобы решить вопрос о возбуждении уголовного дела по факту геноцида белорусского народа в период Великой Отечественной войны. Сегодня об этом доложено главе государства. Работа эта продолжается совместно с иными государственными органами, Академией наук, архивами. И мы говорим о том, что в ближайшее время такой вопрос будет рассмотрен».

В свою очередь заместитель государственного секретаря Совета безопасности Александр Рахманов подчеркнул, что Великая Отечественная война коснулась каждой семьи: «Это наша общая боль, когда миллионы людей положили свои жизни на алтарь Победы. А те зверства, которые творил враг на территории нашей страны, поистине чудовищны».

По его словам, помимо изложенного в законопроекте будет и дополнительный конкретный ответ со стороны Беларуси на международной арене по соответствующей тематике. «Мы бескомпромиссны. Мы боремся с нацизмом и его реабилитацией», — подчеркнул Александр Рахманов.

Об адвокатской деятельности

Как рассказал министр юстиции Олег Слижевский, подготовлены поправки, касающиеся адвокатской деятельности. Они направлены на укрепление кадрового потенциала адвокатуры, усиление принципа законности в их работе и повышение качества и доступности их услуг.

Предлагается упразднить обязательный трехлетний стаж по юридической специальности для обращения за стажировкой и получением лицензии адвоката. В то же время для лиц, имеющих значительный опыт работы в судах, правоохранительной системе, органах юстиции, предлагается упростить порядок прохождения квалификационного экзамена и вступления в адвокатуру.

В числе законодательных новаций — расширение перечня категорий и вопросов, по которым адвокатские услуги будут оказываться гражданам (в первую очередь малоимущим) за счет коллегии адвокатов.

По словам министра, в последнее время отдельные адвокаты превышают свои полномочия, их действия требуют принципиальной оценки, и это стало причиной для выработки новой нормы. Планируется упразднить дисциплинарные комиссии и возложить обязанность по рассмотрению случаев, требующих ответственности адвокатов, на советы коллегии адвокатов.

На совещании обсуждалась также целесообразность работы адвокатов в существующих организационно-правовых формах — это юридические консультации, адвокатские бюро и осуществление адвокатской деятельности индивидуально. Речь шла о возможности законодательно закрепить, что адвокаты, осуществляющие деятельность индивидуально, и адвокаты, работающие в адвокатских бюро, должны специализироваться на оказании услуг по гражданским и экономическим делам. Адвокаты, работающие в юридических консультациях, смогут оказывать адвокатские услуги по всем направлениям.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *