На родину транзитом через три столицы

Спорт

гончаренкоС Виктором Михайловичем Гончаренко мы не виделись год и, без малого, 8 месяцев – с 7 апреля 2013 года.

Именно прошлогоднее Благовещенье подарило хойникским любителям футбола встречу со знаменитым земляком и «его рук твореньем» – бессменным чемпионом Беларуси последних лет борисовским БАТЭ. Правда, толком пообщаться тогда не получилось: после игры с мозырской «Славией» возле клубного автобуса борисовчан собралось столько местного футбольного (и нефутбольного тоже) люду, что пробить брешь в этом столпотворении восторженных земляков было затеей бессмысленной. Благо что удалось вместе сфотографироваться и получить фирменный календарь БАТЭ с автографом его главкома. Кроме того, слабым утешением стало его обещание обстоятельно побеседовать при первом же удобном случае.
Этот самый случай настал 20 месяцев спустя. Мы сидим на небольшой уютной кухне в квартире Александра Вергейчика – первого тренера Виктора Гончаренко, называем друг друга «Михалыч» (имя и отчество у нас одинаковое), потягиваем душистый чай и, как на Кубани говорят, гутарим о том, что вместили в себя события этих двух десятков месяцев.
– Почти месяц прошёл после твоей нашумевшей на футбольных просторах СНГ отставки из «Кубани». Этот посткраснодарский отрезок времени можно назвать периодом размышлений и анализа новых предложений?
– Давай назовём его временем отдыха. Некоторое время ещё побыл в Краснодаре, тепло попрощался с болельщиками. Кстати, на память о работе в «Кубани» они подарили мне настоящую казацкую саблю и кортик морского офицера. Так что о жизни на Кубани мне будут напоминать и эти материальные свидетельства. Таким же тёплым и сердечным вышло и расставание с футболистами «Кубани», в том числе и с легионерами Поповым, Каборе, Рабиу, Бальде, Данило, Букуром, Шандао, Шуньичем и Олисе. Тронуло и то, что при этом заметил в глазах у некоторых игроков слёзы, а это говорит о многом.
Потом провёл два прекрасных свободных дня в Москве, после чего был Минск и встреча с семьёй. Три дня отдыхали в Риме, и получается, что в родные Хойники я добрался транзитом через три столицы.
– Будучи в Италии, случайно не встречался со своим давним и хорошим знакомым Лучано Спалетти? Кстати, история его тренерской отставки из питерского «Зенита» немного похожа на твою…
– Если вдуматься, то все истории тренерских отставок в чём-то схожи. Но в каждой есть своя подоплёка и свои нюансы. Лучано, насколько мне известно, до сих пор живёт в Питере и, согласно условиям контракта, исправно получает зарплату. Потому в Риме и не пересекались.
– С предложениями от потенциальных работодателей, я так понимаю, задержки не было?
– Они стали поступать в день опубликования в Интернете официального сообщения о моей отставке. На сегодняшний день у меня имеются официальные предложения от нескольких футбольных клубов.
– Насколько широка их география?
– Я бы не хотел конкретизировать, но смею заверить, что среди них есть очень солидные и заманчивые предложения.
– В авиации есть такой термин – «время принятия решения». Когда оно наступит у тебя?
– Как минимум, после Нового года. Хочется просто отдохнуть, побольше побыть с семьёй. Да и нельзя не учитывать тот факт, что после 8 декабря в российской премьер-лиге наступает трёхмесячный перерыв, футболисты и тренеры уйдут в отпуск, а конкретная ситуация в клубах – кадровая, финансовая, психологическая, прояснится только после завершения этой зимней паузы. Хотя если одно из тех солидных предложений, о которых я говорил выше, поступит повторно, буду готов рассмотреть его и раньше.
– Значит ли это, что российский вектор ты считаешь определяющим при выборе клуба-работодателя?
– Во многом можно сказать и так. Мне понравилось работать в премьер-лиге: достаточно высокого европейского уровня чемпионат со своей интригой и непредсказуемостью, высокая посещаемость и интерес со стороны болельщиков, компетентность и профессионализм масс-медиа – всё это не может не увлекать
– Что касается масс-медиа… Знаю, что твою личность глубоко уважает комментатор НТВ+ Алексей Андронов – об этом он неоднократно заявлял и в ходе комментариев матчей «Кубани», и в своих блогах-размышлениях. С другой стороны, один из боссов этого же канала – Василий Уткин своё негативное отношение к тебе, к БАТЭ, да и ко всей Беларуси не скрывает. Что означает совместное фото с ним в Интернете – конец неприязни?
– Честно говоря, меня мало волнует мнение конкретного журналиста, пускай даже и такого маститого: в конце концов у него своя работа, у меня – своя. И я не обязан всем нравиться. Что касается совместного фото – он предложил, я согласился. Но Уткин – фигура, скорее, эпатажная и эмоциональная, чем он, на мой взгляд, невыгодно отличается от многих российских тележурналистов. Вряд ли это фото станет свидетельством изменения отношений между нами. Скорее, очередной эпатаж с его стороны.
– В ряду иных тебе поступило и предложение нашей федерации футбола возглавить сборную Беларуси…
– Такое предложение почётно для любого тренера. Более того, многие, в том числе и я, рассматривают его как своеобразную вершину тренерской карьеры. Но здесь необходимо учитывать специфику работы в сборной. Я уже не раз говорил о том, что мне необходимо общаться с футболистами и тренерским штабом ежедневно. Я чувствую потребность в постоянном контакте с подопечными, мне необходимо видеть их глаза в работе, оценивать их физическое, эмоциональное и психологическое состояние в конкретный день и на конкретную дату, чтобы иметь возможность влияния, в лучшую, разумеется, сторону. А сборная проводит 5-6 матчей в год и о каком тесном контакте может идти речь? Так что хоть и почётна эта миссия, но пока она явно не для меня. Вот Александру Хацкевичу эта должность в самый раз. Учитывая его человеческую харизму, футбольное прошлое великого игрока, да и тренерский опыт тоже, считаю, что всё у него получится на этой почётной, но очень ответственной должности. О чём, кстати, и сказал ему в телефонном разговоре, поздравив с назначением.
– За положением дел в своём прежнем клубе БАТЭ следишь?
– А как же! В этот клуб мною вложено столько сил, нервов и эмоций, там остались мои друзья и единомышленники. Рад, что команда в очередной раз стала чемпионом Беларуси и её нынешний тренер – Александр Ермакович – молодец, не каждому удаётся достичь такого результата в год своего дебюта в качестве полноценного и самостоятельного главного тренера.
– А как же разгромные поражения в Лиге чемпионов от «Порту» и «Шахтёра»?
– Тут я скажу тебе так: Москва не сразу строилась. Вот и в Борисове сейчас строится новая команда, возглавляет которую молодой тренер и в которой много молодых и перспективных футболистов. А на пути становления всегда бывает много ошибок и падений. Возможно, были и какие-то просчёты, но считаю сам факт выхода БАТЭ в групповой турнир Лиги чемпионов большим успехом и футболистов, и тренерского штаба, и, конечно же, Александра Владимировича Ермаковича – моего давнего и доброго друга.
– Какими показались тебе родные Хойники?
– Ну, конечно, город заметно похорошел, в лучшую сторону поменялись его улицы и площади, похорошела и моя родная первая школа. Вот только парк оставил двоякое впечатление: с одной стороны, он стал более благоустроенным и чистым. А с другой – мне очень жаль, что нет там больше тех вековых тополей и лип, под которыми прошло моё детство. Как жаль и того, что исчез малишевский сад, постепенно скукоживается и «колхозный» сад по улице Садовой. А ведь мы мальчишками знали там каждую яблоньку, вишню и грушу, которые баловали нас вкуснейшими плодами.
– Сын Артём не выказывает желание пойти по стопам отца?
– Мяч по-прежнему остаётся его любимой игрушкой. По приезду в Минск, кстати, был приятно удивлён тому, как всё более и более уверенно он себя с ним чувствует. Например, заметно подтянул работу левой ногой. Молодец, видно, что немало поработал над этим компонентом футбольного мастерства. Хотя, конечно же, рано говорить об этом всерьёз, когда парню только 6 лет. Но если продолжит в том же духе, то толк из него получится, чему, безусловно, я буду только рад.
На этих словах мой собеседник красноречиво, хотя и не подчёркнуто, поглядывает на часы, и я понимаю, что отпущенное мне по умолчанию время уходит. Впереди у него ещё несколько встреч на родной земле и часы дороги домой, в Минск. Да, такова сегодня, несколько противоречива, диалектика жизни и судьбы: из родного города – к себе домой. Прощаясь, желаю Виктору Михалычу: «Счастливого пути!», имея в виду не только дорогу до Минска…

Виктор Назаренко.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *