Полярные мнения. Нужен ли Гарри Поттер в школьной программе?

Полярные мнения

Стоит ли вводить современную литературу в школьную программу?

Виктория КАПИТАН, студентка факультета журналистики БГУ:

– Думаю, что определённо стоит.

Мне кажется, нет ничего плохого в том, чтобы внести какие-то изменения в программу для школьников. Почему бы и не разнообразить список литературы современными произведениями? Такими, которые были бы интересны нынешнему поколению? Добавить, например, того же «Гарри Поттера», которого любят миллионы и детей, и взрослых. Конечно же, не в ущерб классике. Всё должно быть в меру.

Когда размышляла над этим вопросом, вспомнила свою учёбу в школе. Как-то раз мне старшая сестра сказала: «Вот, сейчас прохожу «Горе от ума» А.С. Грибоедова. Мне не очень-то нравится это читать. И ты скоро тоже познакомишься с произведением. Тебе также не захочется читать пьесу». Я ей тогда не поверила. Как это: мне и не понравится? Я же люблю читать, всегда делаю это с удовольствием.

Но уже в скором времени поняла, что сестра была права, ведь мне действительно было неинтересно читать Грибоедова, делала это через «не хочу». На мой взгляд, в школьной программе было немало скучных книг. Таких, которые трудно читаются.

Нет, я не против всего классического в литературе. Есть действительно замечательные произведения, которые я читала не отрываясь, с интересом. К примеру, «Герой нашего времени» Лермонтова, «Грозу» Островского, «Асю» Тургенева. Таких произведений достаточное количество.

Но время идёт, мы не стоим на месте, всё развивается. Нам хочется чего-то нового. Это же касается и литературы. Кажется, что многие дети сейчас не любят читать. Но думаю, что это лишь кажется. Ведь за пределами школьной программы они читают то, что вызывает у них интерес. Современные рассказы про тот же «Майнкрафт» читаются быстрее.

А представьте, насколько быстро будет читаться «Гарри Поттер»! Ведь этот персонаж так нравится многим. Есть и дети, и взрослые, которые по несколько раз перечитали все книги и пересмотрели фильмы. Да и у этой серии книг есть чему поучиться: нужно дружить, любить, ценить близких, оставаться человеком в любой ситуации. Согласитесь, всё не так уж плохо. Книга и современная, и интересна детям, да ещё и учит чему-то. Идеально.

Думаю, будет только лучше, если ввести эти самые изменения в список литературы школьной программы. Конечно же, делать это нужно аккуратно, осторожно выбирая из современной литературы лишь те произведения, которые будут учить детей доброму, «вечному».

Я считаю, что современным произведениям есть место среди классических произведений школьной программы. Они помогут заинтересовать детей и пробудить у них желание читать, а не только смотреть YouTube.

Лариса СИРОЖ, учитель русского языка и литературы СШ № 1:

– Кажется, что в школьный курс литературы включены уже все гении, добавить нечего. Все книги имеют глубокий смысл, который школьникам предстоит понять. Найти ответы на житейские вопросы в настоящем времени, хотя произведения написаны в далёкие времена.

Недавно услышала, что россияне выступают за то, чтобы добавили в школьную программу серию книг о Гарри Поттере и исключили некоторые произведения классической литературы. Сразу скажу, чтобы молодёжь не начала возмущение, я не противник саги о мистических приключениях Гарри. Наверняка у молодого поколения возникнет вопрос: «Зачем нам читать классику?».

Я филолог, поэтому первое, что могу сказать, − это развитие языкового интеллекта. И я не только про визуальное закрепление языка. Я про активный и пассивный словарь, стилистически выверенную речь, грамотность, эрудицию, про всё, что непременно пригодится во взрослой жизни, чтобы стать успешным профессионалом в любой сфере. И всё это в избытке нам предлагает классическая литература − с неизвестными словами, в поисках их значения мы погружаемся в мир информации, где много нового и неизведанного.

Классика учит нас вещам, которые могут помочь разобраться в жизни, возьму в пример три вышеперечисленных произведения классического жанра. Наверняка многие из вас их читали, а для тех, кто не прочёл, поясню. История Евгения Онегина — это история о моменте позднего «взгляда назад»: нужно уметь вовремя обернуться и попытаться понять, что же происходит вокруг. Но герой этого не знает и оборачивается тогда, когда уже поздно. Вы видите сходство? Это же описание нашего мира с его бешеным темпом жизни, где нет времени оглянуться и осмотреться, чтобы жить в моменте, наслаждаясь сегодняшним днём.

В романе «Отцы и дети» затронута глубокая тема, автор раскрывает извечные проблемы детей и их родителей. На примерах персонажей мы убеждаемся, что конфликт поколений зиждется на основном законе диалектики – «борьбе и единстве противоположностей». Мы, отцы и дети, должны приходить к единому мнению, чтобы оно не было в ущерб ни одному из участников. Иначе конфликта не избежать. Это учит нас прислушиваться к родителям, не ставя вопрос ребром о своей правоте, быть гибким в различных ситуациях.

Исходя из всего вышеперечисленного, у меня назревает вопрос, скажите, чему же научит нас серия книг «Гарри Поттер»?

Я, как сказала ранее, выступаю за классику, но, я умею быть гибкой, этому научил меня роман «Отцы и дети». Поэтому я и не против современной литературы, главное, чтобы в ней был смысл.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *