Пути развития современного белорусского образования

Тэма тыдня

01097_028188Повышение престижа профессии учителя — это задача всего общества

Об этом заявил 5 февраля во время проведения прямой телефонной линии и онлайн-конференции в пресс-центре и на сайте БЕЛТА министр образования Беларуси Михаил Журавков.

«Это задача не только Министерства образования. Хочу подчеркнуть, что это задача общества в целом. Авторитет учителя завоевывается не только тем, что Минобразования или различные госорганы будут задумываться над тем, чтобы повысить зарплату, дать какие-то социальные блага», — сказал министр.
«Надо создавать положительный образ учителя в нашем обществе. Для этого нужно и СМИ привлекать, больше рассказывать о наших замечательных педагогах, об их инновациях, показывать примеры из жизни педагогов», — подчеркнул он.

Михаил Журавков также отметил, что Министерство образования со своей стороны будет стараться создать самые оптимальные условия для того, чтобы педагог работал в творческой и комфортной обстановке. «Будем заботиться, чтобы у него было соответствующее материальное вознаграждение, которое соответствует жизни людей в нашем обществе», — добавил Михаил Журавков.

В ближайшие два года абитуриенты не смогут подавать документы в несколько вузов сразу

По его словам, в данный момент этот вопрос не рассматривается. «То есть в этом и следующем учебном году абитуриент должен подавать документы в конкретный вуз и сдавать конкретные вступительные экзамены в то учебное заведение, которое он выбрал. В перспективе, может быть, мы к этому придем и появится возможность подавать документы в несколько вузов сразу, но пока нет», — сказал министр.
Он также ответил на вопрос относительно ужесточения отбора абитуриентов при поступлении в вузы: «Есть определенные рейтинги, баллы, поступление на основе отбора… Поэтому, на мой взгляд, сейчас ставить вопрос об ужесточении каких-то требований не совсем правильно», — сказал он.

В ближайшее время изменять стоимость обучения в вузах не планируется

«Пока мы не рассматривали этот вопрос, то есть в ближайшее время изменять стоимость обучения не планируется. Но наша система образования и вузы находятся в тех же условиях, что и вся страна, поэтому в перспективе не стоит исключать каких-то изменений в оплате обучения для абитуриентов, поступающих на первый курс», — отметил министр.

Говоря о предстоящей вступительной кампании, он отметил, что в нынешнем году пороговые оценки по предметам ЦТ изменяться не будут, останется прежним минимальное количество баллов, которое необходимо получить абитуриенту для поступления в учебное заведение. «Другое дело, что мы немного изменим подход и будет введено понятие профильного предмета, а также увеличится время для подачи в основной период поступления и тем самым уменьшится время дополнительного набора. Это основные изменения», — сказал Михаил Журавков.

«То есть в этом году значимых изменений, которые повлияют на судьбу абитуриентов и их план подготовки, вводиться не будет», — заверил он.

Что касается плана набора абитуриентов на бюджет, он может варьироваться в зависимости от изменения числа выпускников школ. «В этом году количество выпускников школ осталось практически на том же уровне, что и в прошлом, поэтому количество бюджетных мест в университеты у нас уменьшилось на незначительное число», — добавил министр образования.

mВ Беларуси открывается подготовка по нескольким новым профессиям

«Мы вводим несколько новых профессий и специальностей», — сказал министр. Так, в учреждениях профтехобразования будет открыта подготовка по новым профессиям (по которым ранее подготовка в учреждениях профтехобразования не осуществлялась): «изготовитель мороженого» (Слуцкий государственный колледж), «оператор механизированных и автоматизированных складов», «агент по организации обслуживания автомобильных перевозок» (Минский государственный профессиональный лицей № 2 легкой промышленности).

В 2015 году на уровень среднего специального образования впервые будет осуществляться набор на специальность «программируемые мобильные системы» в Минском государственном высшем радиотехническом колледже. По окончании обучения специалисты получат квалификацию «техник-электроник». Сфера профессиональной деятельности специалиста: промышленные предприятия и проектные организации различных министерств и ведомств.

А с 1 сентября 2014 года в учреждениях среднего специального образования начато обучение по трем новым специальностям, одному направлению специальности, по которым ранее подготовка на уровне среднего специального образования не велась: «обслуживание и эксплуатация жилых домов» — это была заявка Министерства жилищного и коммунального хозяйства; «микро-и наноэлектронные технологии и системы» (заявка ОАО «Интеграл»), «электроника механических транспортных средств» (заявка Министерства промышленности), «мехатроник пятого разряда (холодильное оборудование)» — по заявке Ассоциации предприятий микроклимата и холода.

В Беларуси 185 учреждений профтехобразования и 128 учреждений среднего специального образования из них 20 колледжей входят в структуры вузов, кроме того, в Беларуси 12 колледжей частной формы собственности.

Психосоциальное анкетирование среди белорусских учащихся планируется проводить

с сентября 2015 года

Все граждане Беларуси должны понимать, какое зло несут в себе наркотические средства, психотропные вещества и их аналоги. «Специально для ужесточения борьбы с этим пагубным явлением министерствами образования, внутренних дел, здравоохранения разработан и направлен заинтересованным Комплекс мероприятий по предотвращению распространения алкоголя, наркотических и психотропных веществ среди обучающихся», — рассказал Михаил Журавков. Кроме этого документа, разработан специалистами порядок проведения психосоциального анкетирования и медицинского обследования. «Для проведения анкетирования среди обучающихся по выявлению склонности к употреблению ими наркотических веществ, курительных смесей разработан и утвержден порядок его проведения», — отметил он.

Созданы и документы, так называемое научно-методическое обеспечение обязательного анкетирования учащихся на предмет употребления алкоголесодержащих напитков и наркотических средств в учреждениях не только общего среднего, но и профессионально-технического, среднего специального и высшего образования.

Внедрение психосоциального анкетирования в практику работы учреждений образования повсеместно планируется с начала 2015/2016 учебного года. «А сейчас специалисты учреждений образования проводят разъяснительную работу среди родителей о значимости проведения такого анкетирования. Хотелось бы, чтобы анкетирование прошло без стрессов со стороны детей и подростков, без волнений со стороны родителей и при соблюдении максимальной конфиденциальности информации», — рассказал Михаил Журавков.

К началу нового учебного года запланировано подготовить рекомендации для специалистов по проведению такого анкетирования.

jИсключить ребенка из детсада без уважительной причины никто не вправе

«Самое важное — никто не должен исключать ребенка из дошкольного учреждения необоснованно и не изучив все проблемы, которые сопутствовали тому, что ребенок перестал посещать дошкольное учреждение, — заявил министр. — Если мама работает день через два или папа может посидеть с ребенком в будний день, то, естественно, это нужно обговорить с заведующей, принести подтверждающие документы».
При этом министр уточнил, что в Кодексе Беларуси об образовании есть раздел, регулирующий посещение учреждения образования: подпунктом 5.6 пункта 5 статьи 79 определено, что досрочное прекращение образовательных отношений по инициативе руководства учреждения (в том числе учреждения дошкольного образования) осуществляется в случае длительного отсутствия (более 30 дней) на занятиях без уважительных причин в течение учебного года (за исключением каникулярного времени, которое не учитывается как пропуски без уважительных причин: 90 календарных дней летом, 10 календарных дней зимой, 10 календарных дней весной). Этот пункт касается всех учреждений образования, не только дошкольных, подчеркнул он.

«Мы считаем, что руководитель учреждения дошкольного образования вправе самостоятельно в каждом отдельном случае (с учетом конкретных обстоятельств) решать вопрос о том, являются ли те или иные причины отсутствия воспитанника уважительными. Так или иначе, решение о сохранении места воспитанника в учреждении дошкольного образования принимается в интересах детей», — подчеркнул Михаил Журавков. Он пояснил, что если возникают разногласия, то этот вопрос решается отделом (управлением) образования, спорта и туризма, на территории которого находится детсад.

БелТА.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *