О пенсионных новациях

Тэма тыдня

2Онлайн-конференция «О пенсионных новациях» прошла 18 февраля на сайтах БЕЛТА и Министерства труда и социальной защиты. В ней принял участие заместитель министра труда и социальной защиты Валерий Ковальков.

Cтажевый порог для назначения пенсии в ближайшее время повышаться не будет

С 1 января текущего года стажевый порог для пенсии увеличен с 10 до 15 лет, а год назад (с 1 января 2014 года) для назначения трудовых пенсий по возрасту и за выслугу лет минимальный страховой стаж был увеличен с 5 до 10 лет. Таким образом, фактически всего за год стажевый порог повысился с 5 до 15 лет. «Однако даже повышенный с января текущего года до 15 лет минимальный период работы с уплатой взносов — достаточно мягкое требование для последующего длительного получения пенсии, — считает замминистра. — Сравните: требуемые 15 лет работы почти в 2,5 раза меньше периода трудовой активности (от 18 лет до 55-60 и более лет). При этом период получения пенсии (более 20 лет) превышает период формирования права на пенсию. Поэтому в перспективе разница между периодом формирования права на пенсию (то есть требуемым стажем) и периодом получения пенсии будет постепенно сокращаться. При этом, как ожидается, льготы социально уязвимым категориям (многодетным матерям, инвалидам с детства, их родителям) будут сохранены».

Объясняя повышение планки стажа для назначения пенсии, Валерий Ковальков отметил:

«В условиях старения населения возрастает потребность в дополнительных средствах и более рациональном их использовании. Поэтому требования для получения права на государственную пенсию ужесточаются».

«Кстати, 15-летний минимальный страховой стаж требуется в Литве, Латвии, Эстонии, Украине. В России он постепенно увеличивается до 15 лет. В странах Евросоюза требуемый стаж, как правило, еще выше», — добавил он.

Отвечая на вопрос, не планирует ли в Беларуси, по примеру некоторых стран, само государство платить взносы на пенсионное страхование за матерей, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, Валерий Ковальков сообщил, что введение такой новации в республике не рассматривается. «Пенсионная система заинтересована в выходе на рынок труда как можно большего числа работников и их длительной занятости. Это стало одной из причин повышения до 15 лет минимального стажа работы (с уплатой обязательных взносов), требуемого для назначения пенсии, — сказал он. — При уплате обязательных взносов за матерей в периоды ухода за ребенком до 3 лет страховой стаж и право на пенсию формировались бы без участия на рынке труда. Более того, это право формировалось бы одновременно с получением пособия на детей. При этом обе формы господдержки финансировались бы за счет отчислений (налогов) занятых на рынке труда. В белорусском законодательстве реализован иной механизм предоставления матерям дополнительных гарантий в пенсионном обеспечении. Периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком засчитываются в стаж. Однако для приобретения права на трудовую пенсию нужно еще и поработать».

1В Беларуси не рассматривается вопрос о повышении пенсионного возраста ни для женщин, ни для мужчин

«В условиях роста расходов на пенсии многие страны повышают пенсионный возраст. При этом в одних странах сохраняется разница в возрасте выхода на пенсию у женщин и мужчин, в других — этот возраст постепенно уравнивается, — сказал замминистра. — В Беларуси вопрос о повышении пенсионного возраста — ни для женщин, ни для мужчин — в настоящее время не рассматривается».

Подходы к закреплению конкретных возрастных границ для выхода на пенсию в каждом государстве определяются исходя из финансовых возможностей и с учетом социально-демографических условий, сложившихся традиций, менталитета населения.

Кроме Беларуси, со времен СССР пенсионный возраст не изменился только в России и Узбекистане. «Уменьшение (ограничение) притока получателей пенсий путем повышения пенсионного возраста — одна из мер по сдерживанию пенсионных расходов. Особую актуальность она приобрела в условиях старения населения. Именно поэтому во многих странах, в том числе в бывших республиках СССР, уже реализованы или реализуются решения о повышении возраста для обращения за пенсией (на 2-5 лет для мужчин и на 2-8 лет для женщин)», — проинформировал замминистра.

Кстати, в 2005 году на 100 занятых в экономике Беларуси приходилось 59 пенсионеров, в 2010-м — 56, в текущем году (по оценке) — 60. В ближайшей перспективе нагрузка на работников будет постепенно увеличиваться, подчеркнул участник онлайн-конференции.
Отвечая на вопрос о том, планируется ли изучение общественного мнения о повышении пенсионного возраста, Валерий Ковальков отметил, что такой опрос «министерством не инициировался, не проводился и не планируется».

Реальный размер пенсий в Беларуси за четыре года возрос на 39,2%

В 2014 году реальный размер пенсии по возрасту увеличился на 1,3%. «В 2015 году планируется поддержание реальной пенсии на уровне прошлого года, — отметил замминистра. — В текущем году пенсии будут повышаться с учетом роста заработной платы работников и финансовых возможностей фонда социальной защиты населения».

На выплату трудовых пенсий в нынешнем году запланированы расходы в размере Br87,3 трлн (в частности, в феврале они составят более Br6,8 трлн).

Отвечая на вопрос о том, почему пенсии не индексируются в связи с инфляцией, а привязаны к средней заработной плате, Валерий Ковальков пояснил: «На финансирование пенсионных выплат направляются страховые взносы — отчисления из фонда заработной платы. Другого источника нет.
Поэтому основанием для индексации трудовых пенсий является определенный рост уровня заработной платы в республике.

Заметим, что при таком механизме индексации пенсий обеспечивается их реальный рост. При индексации трудовых пенсий по росту потребительских цен реальный размер пенсии будет только поддерживаться на сложившемся уровне, а расти не будет».

В Беларуси более 6 тыс. человек воспользовались возможностью отложенной пенсии

По оценкам, число работников, воспользовавшихся возможностью повысить размер пенсии, постепенно растет. По последним данным, пенсию с «премией» получают более 6 тыс. человек, проинформировал замминистра.

Отвечая на вопрос о том, планируется ли пересматривать условия отложенной пенсии «из-за их непривлекательности», Валерий Ковальков отметил: «Условия «премирования» граждан за продолжение работы после достижения общего пенсионного возраста без получения пенсии принимались с учетом финансовых возможностей пенсионного фонда. Вопрос об их привлекательности — дискуссионный. В среднем период работы после назначения пенсии составляет пять лет. За это время можно увеличить размер своей пенсии на 70%. Для сравнения: в России за такой же период можно увеличить размер своей пенсии на 50%».

Минтруда и соцзащиты проводит мониторинг применения этой нормы, оценивая ее востребованность.

БелТА.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *