Два «Афгана» и 700 боевых вылетов: что осталось у хойникского аса на память о войне

Год исторической памяти Общество

Раньше опытных лётчиков поголовно называли «асами». Теперь это слово считается устаревшим. Хотя оно как нельзя лучше подходит хойничанину Михаилу Алексеевичу Косарю.

Он родился и вырос в живописной хойникской деревушке Оревичи. А после местной десятилетки уехал учиться. Сначала закончил один курс в Буда-Кошелёвском техникуме, но мечту о небе не предал. В 1971 году уехал учиться в одно из престижнейших лётных училищ СССР – в Саратов. Шутка ли, 13 человек на место. И каких! Один лучше другого. Чтобы туда поступить, мало только отличных знаний, нужно было ещё и богатырское здоровье. Всё это у парнишки с Полесья было с избытком. После окончания училища в 1974 году молодого лётчика направили служить в Дальневосточный военный округ – на Камчатку.

Сейчас Михаил Алексеевич с улыбкой сравнивает: разве ж у нас в Хойниках снегопады? Вот на Камчатке снега так нападает – выше окон.

Вылеты молодой ас выполнял на самом огромном и тяжёлом советском вертолёте МИ-6.

Однажды молодой красавец отправился на побывку к родным. Там, в доме своего дяди он увидел обаятельную Лидию. Девушка была родом из Хойник, а в Оревичах работала и снимала комнату. Спустя год молодые люди поженились и уехали по месту службы Михаила.

Там, в заповедном краю вулканов родился сын Алексей, через 6 лет дочка Ирина. Семья к тому времени переехала на новое отцовское место службы – в Одесский военный округ, город Херсон.

Малышке Ирише было всего 5 месяцев, когда её папу отправили на фронт. Только та война пылала далеко-далеко, в краю гор и пустынь.

Михаил Алексеевич называет то время «мой первый Афган». А всего их у него была два: в 1983-84 гг. и 1985-86 гг. Об этом времени в семье Косарь не говорят. Не потому что секрет, а потому что в душе ещё больно.

Михаил Алексеевич служил там командиром вертолёта. В его подчинении лётный экипаж: правый лётчик, штурман, борттехник, бортрадист и бортмеханик. То есть ответственность за жизнь увеличивается за один полёт в 6 раз. Лётная техника там выполняла боевые вылеты. А это значит под постоянным прицелом у врага. Не раз их МИ-6 возвращался на базу с пробоями. Однажды командир насчитал 18 брешей. Об этом родные тоже не знали.

Кстати, за время службы Михаил Косарь стал суеверным. Но по-своему. Например, он не совершал полёты по пятницам, иначе в этот день точно что-то случится с техникой. А ещё перед обоими «Афганами» он строго-настрого запретил любимой жене плакать во время прощания. Даже если все вокруг рыдают, она – жена командира – должна держать лицо. И совсем не из гордыни, а ради любимого – чтобы он точно вернулся домой. Сработало!

За доблестную службу воин-интернационалист Михаил Косарь награждён орденами «Красной Звезды» и «За службу Родине».

После возвращения Михаила Алексеевича направили в Западную группу войск – в Германию. Там он пробыл с 1991 до 1994 года. Потом переезд в Московский военный округ, Тульскую область, г. Ефремов. Но семья ждала его в Херсоне. В 1995 году Михаил Косарь в звании майора в отставке ушёл на пенсию по выслуге лет. В свои «за сорок» он имел 44 года 7 месяцев выслуги, ведь служба в Афганистане шла по формуле 1 год за 3. В Афганистане его экипаж совершил 700 боевых вылетов на 800 часов. Каждый из них задокументирован в книгах полётов. Эти «дневники аса» хранятся в семейном архиве. Как и многочисленные медали.

Все отпуска семья Косарь неизменно приезжала в Хойники. На Радуницу встречались с земляками из Оревичей. А в 2002 году насовсем вернулись на малую родину, поближе к пожилым родителям. Михаил Алексеевич и Лидия Васильевна устроились работать в заповедник. Он – диспетчером пожарно-химической станции, она – главным бухгалтером. Параллельно Михаил Алексеевич возглавлял районную организацию «Белорусского союза офицеров» – дело чести.

К счастью, подросли и остепенились дети, появились внуки. Их у четы Косарь четверо. В таком близком семейном счастье они и живут. Подальше от войны, поближе друг у другу. Пусть так будет как можно дольше.

Алеся ЯЧИЧЕНКО.

Фото автора.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *