Николай Селивановский: судьба под грифом «секретно»

Да Дня Вялікай Перамогі

Селивановский_Николай_НиколаевичСреди тех, кто изо дня в день приближал Великую Победу, были люди, фамилии которых не встретишь в многочисленных справочных изданиях, вышедших в свет в послевоенное время. Между тем их заслуги перед Родиной велики. Но до определённого времени о них нельзя было говорить и писать. Это относилось и к нашему земляку Н.Н. Селивановскому. После того, как многие военные архивы рассекретили, стало возможным описать военный и жизненный путь этого человека.

Родился Николай Селивановский в 1901 году в местечке Хойники Речицкого уезда в семье железнодорожного служащего. Окончил 2-классное училище народного просвещения в Хойниках. Трудовую биографию начал рано, с октября 1914 г. работал истопником, посыльным конторы имения «Делистово» в Хойниках, конторщиком совхоза «Делистово», рабочим на лесозаготовках в Хойниках.
В Красной армии служил в 1920-1922 годах. Затем по 1929 год работал в Особом отделе ОГПУ Среднеазиатского военного округа. В 1930 году после окончания Высшей спецшколы ОГПУ его перевели в аппарат Особого отдела ОГПУ (с 1934 года – Главное управление государственной безопасности НКВД СССР). На новом месте Селивановский занимал разные должности, его карьера шла вверх: помощник уполномоченного, уполномоченный, заместитель начальника 7-го отделения, начальник 9-го и 5-го отделений, всё это происходило в 1938-41 гг.
С мая 1937 года он выполнял ряд секретных заданий, выезжал для этого в Париж и Прагу. Накануне Великой Отечественной войны Н.Н. Селивановский был назначен на ответственный пост начальника 5-го отдела 3-го управления (разведка) Народного комиссариата обороны СССР.

В октябре 1941 года его назначают начальником Особого отдела Юго-Западного фронта. И там сразу активизируется борьба с вражескими агентами, шпионами и диверсантами. За эту работу Н.Н. Селивановского высоко ценили командующий фронтом маршал С.К. Тимошенко и начальник штаба генерал-лейтенант Н.Ф. Ватутин. В успешном проведении Елецкой операции 1941 года и Барвенково-Лозовской операции 1942 года были немалые заслуги Селивановского.
В августе 1942 года Николая Николаевича направили на Сталинградский фронт, затем на Донской, вновь на Сталинградский. Так в августе 1942 года для командования Сталинградского и Донского фронтов были добыты сведения о том, что в 6-ю немецкую армию Паулюса включаются два армейских, два танковых корпуса, а в 4-ю танковую армию Гота – 4-й армейский, 48-й танковый и 6-й румынский корпуса.
В январе 1943 года старший майор госбезопасности Н.Н. Селивановский был назначен начальником Особого отдела НКВД Южного фронта. Вскоре ему было присвоено звание комиссара госбезопасности 3-го ранга. Но поработать на этом посту пришлось всего несколько месяцев.

В апреле 1943 года Николая Николаевича вызвали в Москву. Его ждало неожиданное назначение. Именно тогда в силу коренных изменений в военно-политической обстановке было признано целесообразным разделить НКВД СССР на два наркомата – НКВД и НКГБ, а особые отделы НКВД преобразовать в особые отделы СМЕРШа Народного комиссариата обороны и Военно-Морского Флота с соответствующими отделами на местах.

Документы свидетельствуют, что первоначально предлагалось название СМЕРНЕШ – от распространённого в годы войны лозунга «Смерть немецким шпионам!». Но, по настоянию Сталина, преобразовали в «Смерть шпионам», или СМЕРШ. Руководить реформированной военной контрразведкой было поручено генералу Виктору Абакумову. Первым заместителем Абакумова по разведывательной работе стал Селивановский. Под его руководством с 1 октября 1943-го по 1 мая 1944 года переброшено в тыл противника 345 наших агентов, в том числе 50 перевербованных германских разведчиков. Вернулись, успешно выполнив задания, 102 человека. Внедрено в разведорганы врага 57 человек. Наряду с этим в период с 1 сентября 1943 по 1 октября 1944 года на вражескую территорию фронтовыми управлениями военной контрразведки были заброшены 10 групп (78 человек).

Одновременно с исполнением обязанностей первого заместителя руководителя СМЕРШа Селивановский в январе-апреле 1945 года был уполномоченным НКВД на 4-м Украинском фронте и в Польше. В так называемой особой папке Сталина хранятся докладные записки Селивановского о борьбе с подпольем Армии Крайовой на белорусских и польских территориях.
4 мая 1946 года Абакумов становится министром государственной безопасности СССР, и СМЕРШ был включён в состав этого министерства на правах 3-го главного управления. Начальником управления и одновременно заместителем министра госбезопасности СССР назначают Селивановского.

В 1947 году Н.Н. Селивановский стал председателем учёного совета МГБ СССР, а с 1950 года ему доверили пост председателя комиссии по выездам за границу при ЦК ВКП(б). Николай Николаевич избирался депутатом Верховного Совета РСФСР, был награждён двумя орденами Ленина и тремя – Красного Знамени, орденами Суворова, Кутузова и др.

Но в августе 1951 года в результате интриг, потрясавших ЦК ВКПБ и МГБ, Селивановский попадает в опалу, его снимают со всех должностей, а в ноябре арестовывают по известному делу Абакумова. И хотя в марте 1953-го после смерти Сталина Селивановский выпущен «за отсутствием состава преступления», уже в июне того же года его увольняют в запас «по состоянию здоровья». В ноябре 1953-го, когда завершается следствие по делу Берии, формулировку изменяют: «По данным, дискредитирующим звание лица начальствующего состава МВД».
Уволенный в свои 52 года «по всем статьям», однако не расстрелянный, как Абакумов, Володзимерский, Мешик и другие высокопоставленные чекисты, Николай Николаевич Селивановский прожил долгую жизнь (96 лет) и умер в 1997 году в Москве.

Воссозданные неизвестные страницы жизни нашего земляка, контрразведчика Николая Николаевича Селивановского безусловно, послужат молодому поколению в качестве образца патриотизма, преданного служения родной стране.

М. БЛИЩ, заместитель председателя районного совета ветеранов.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *