Только одно признание в любви


Михаил Михайлович Бондаренко говорит: “Восемьдесят пять – это возраст, когда осмысливаешь свои прошлые дела и поступки с вершины прожитых лет. У меня ведь каждый день, сколько себя помню, был наполнен смыслом, всегда была цель, хоть маленькая, но вершина, к которой шёл. А теперь больше воспоминаниями живу, можно сказать, только для себя с тех пор, как не стало жены. Вы ведь помните?..”

Да, я помню, как в начале марта 2005 года пришёл Михаил Михайлович в редакцию. Держа растерянно в руках тетрадный листок, попросил  поместить в газете стихи, которые посвятил своей жене.

– Знаю, они далеко не совершенны, отредактируйте. Я ведь только ей одной признался в любви и на всю жизнь. Хочу, чтобы люди почитали…

…Признание в любви одной женщине, одной профессии, одной Родине. Постоянство и верность, доброта к людям – моральные качества, которые, увы, присущи не многим. Богатая биография М.М. Бондаренко, но не богата она на перемены. Мальчишкой-подростком, как опытный хозяин, управлялся по домашнему хозяйству. Настоящими праздниками были те дни, когда отец Михаил Адамович, умелый малишевский кузнец, просил подсобить в кузнице. Зачарованно смотрел, как из бесформенного куска железа под умелыми ударами молота выходила нужная в хозяйстве вещь.

– Никогда не горячись, – учил отец. – Видишь, из раскалённого металла можно лепить что угодно, а  холодный попробуй взять…Так и человек с трезвым и холодным умом должен быть…

Михаил Адамович с первых дней войны был призван в Красную Армию. Воинская часть, в которой находился, попала в окружение. Только немногим чудом удалось спастись, но на оккупированную территорию. Пришёл домой. А в 1943-м, после освобождения района уходили на фронт и отец, и сын, чтобы больше никогда не встретиться: под Калинковичами Михаил Адамович погиб.

А его сын Михаил фронтовыми дорогами дошёл до Берлина. И память о войне осталась в душе как нетлеющие угли в горниле отцовской кузницы. Только не залить их ни вешними водами, ни осенними дождями, не загасить злыми вьюгами. И с годами вспыхивает память горячо и больно. На войне ведь смерть была повсюду. Пуля шальная, снаряд и мина, бомба с неба – не спрятаться, не скрыться. Под деревней Озераны, что в направлении Пинских болот, упал автоматчик Бондаренко, подкошенный осколками разорвавшейся мины. В полевом госпитале извлекли два осколка, а один так и остался в спине, и живёт с ним солдат Второй мировой до сегодняшнего дня.

Долгие месяцы лечения, а потом снова на передовую. Самым памятным днём после радостного Дня Победы был для него тот, когда увидел в нескольких шагах от себя Г.К. Жукова. Рядовой Бондаренко находился в батальоне охраны, а Маршал Советского Союза принимал документ, положивший конец самой кровопролитной из войн – акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии.

Вернулся домой в 1946 году. Ещё залечивала страна раны, нанесённые войной. В родной деревне Малишев нищета. Рабочие руки в колхозе ценнее золота, да заработки копеечные. Определили фронтовика в плотницкую бригаду, потому что знали: мастеровой сын у погибшего на войне колхозного кузнеца Бондаренко.

А потом сбылась его давнишняя мечта. Заочно окончил Мозырский педагогический институт. И с радостью поймёт он, что учительство – его призвание. В школу шёл как на праздник. Ему доставляло радость общение с детьми. А дети чувствовали это и отвечали на любовь любовью. Правда, мягкость характера учителя биологии и химии самые непоседливые, как теперь говорят, трудные, норовили использовать по-своему.

Учительствовал в Кожушковской, Тульговичской школах. И всегда рядом была его Мальвина Викторовна, также учительница. На свою скромную учительскую зарплату дом в Хойниках построили, детей на ноги поставили: сына и двоих дочерей. Работали в первой и третьей городских школах, а после выхода на пенсию Михаил Михайлович – в Велетинской, Козелужской школах.

…Четыре года живёт он один в доме. Четыре года одиноко бьётся сердце ветерана, которое 57 лет билось в унисон с сердцем той, которой одной признался в любви на всю жизнь, которая всё чувствовала и понимала и всё готова была разделить с ним: и радость, и горе. Разве это не счастье – разделённые чувства?

Конечно же, 22 декабря, в 85-летний юбилей поздравят отца дети, дедушку – внуки. И первым – Виталик, сын первенца Владимира, главный его теперь помощник. А что касается стихов, то много их у него. Ведь в каждом комочке жизни живёт поэзия: в шуме тёплого грибного дождя, в каждой травинке, в августовском звёздопаде, в хлопьях снега, когда кажется, что с неба падает сама тишина…


Владимир ДОЛГОЛЫЧЕНКО.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *