Приближали Победу самоотверженным трудом

Да Дня Вялікай Перамогі

001381_734226В нашем районе проживают 10 человек, награждённых орденами и (или) медалями СССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны. Девять из них живут в Хойниках, один – в д. Дворище. Они поделились с нами воспоминаниями.

IMG_7475София Александровна ЖИЛЯК:
– До войны я работала в колхозе «Ленінскі шлях» в деревне Людвин. Когда фашисты пришли на наши земли, мы были вынуждены оставить там работу. Многие мои знакомые тогда ушли в партизаны. Жили в лесах, с местными общались только по ночам.
Так вышло, что в партизанах были наши родственники – двоюродная сестра с мужем и 8 детьми. Помогали родным как могли – носили продовольствие, последним делились. А как иначе? Родственников выручать надо было. С большим страхом каждый раз готовили передачу родным, а рядом немцы по дворам ходили, проверяли, чем поживиться можно. Мы тогда очень боялись, что не сегодня-завтра наш дом сожгут фашисты, а с нами, как пособниками партизан, расправятся жестоким образом. Но повезло, выдержали мы это испытание вопреки всему.

IMG_7435Тихон Степанович МАЛЕНОК:

– В 1940 году я закончил семилетку в Стреличево. Там и был, когда началась война и пришли фашистские оккупанты. Работал пастухом в колхозе, а в оккупацию время от времени всей семьёй в лесу от немцев скрывались. Помогали партизанам: сапоги им возили из деревни, хлебом снабжали. В 1944 году призвали меня в армию. Довелось мне службу нести в 26-й сталинской дивизии под Варшавой, в городе Седлец. Был механиком танка, потом молодых танкистов обучал. В том же году, когда немецкие самолёты бомбили нашу дивизию, получил сильную контузию. После выздоровления снова вернулся в армию. В общей сложности прослужил 8 лет.
Самым памятным символом долгожданной Победы над фашистами считаю газету «Правда» за 10 мая 1945 года. Её, как и фотоснимок своей танковой бригады, до сих пор берегу.

IMG_7167Мария Николаевна ДАНЧЕНКО:
– Когда началась война, мне ещё не исполнилось и 18 лет. В это время я жила в посёлке Тушино под Москвой, в семье старшего брата. Работала уборщицей в школе и детском саду. После объявления войны вернулась в родную деревню Михайловку Тамбовской области. Туда на моё имя пришло мобилизационное предписание отправляться на работы в г. Моршанск, рыть окопы. И в лютый холод, и в летнюю жару приходилось работать. Затем по мобилизации направили под Сталинград, но фашисты взорвали железнодорожные пути в том направлении.
В 1943 году попала в Молотовскую (ныне Пермскую) область, г. Кизел, где стала работать в угольной шахте. Была и отбойщицей, и подкатчицей, и поездовой на вагонетках. Так и проработала до 1947 года. После чего с семьёй уехали на родину мужа в Хойники.

IMG_7453Алексей Захарович ЛАТФУЛИН:
– Мне повезло: я не знал ужасов войны. Но избежать её отголосков, как и многие советские граждане, не смог. В 1942 году я работал в Токтогульском леспромхозе. Однако место работы у нас было прикрытием для основной деятельности. На самом деле в цехах мы изготавливали валенки и сапоги для солдат. В 1943 году меня направили на учёбу в фабрично-заводское училище г. Ташкумыра (Киргизия). Затем в Иссык-Куль на секретный завод, где был механиком, потом бригадиром. До 1950 года там и проработал. На заводе мы выпускали комплектующие для торпед.
Оттуда мобилизовали в армию. Служил в охране на зоне для немецких военных преступников в г. Асбесте Свердловской области. А в 1951-1952 годах попал служить в охрану маршала Жукова, мне посчастливилось быть с ним лично знакомым.
IMG_7415Анна Григорьевна СИРОШ:

– Когда началась война, мне исполнилось 16 лет. После освобождения района в 1943 году пошла работать секретарём в Дворищанский сельсовет, работала и в Хойникском военкомате. Военные годы не люблю вспоминать: страшное было время. Пока немцы в районе зверствовали, кругом только и слышали, что людей расстреливали да вешали. Узнали мы тогда, что такое голод и разруха. Я в семье старшая дочь была, после меня ещё 8 ребятишек у родителей. Выживали как могли.
После освобождения Беларуси нас, комсомольцев, в 1944 году отправили украинский Донбасс восстанавливать. Натерпелись мы там беды, голодали страшно. Обратно с подругами месяц добирались до родных мест. И в открытых вагонах ехали, а из Василевичей так и вовсе пешком до деревни Дворище шли.

IMG_7488Виктор Семёнович МАМАЕВ:

– Детство – не самое счастливое время для меня и многих моих ровесников. Я уроженец Глазовского района далёкой Удмуртии. И хотя война шла далеко, но тяжёлое её эхо доносилось и до наших земель. Наступил страшный голод.
Вспоминаю, как в колхозе остались одни женщины да старики. Рабочих рук не хватало, а поля обрабатывать нужно. Вот и я семилетний ходил пастухом в колхоз работать, пас овец и коров. Через 2 года, в 1943-м, уже косил, а позже и убирать стал урожай. Хватило горя. В военное время надо было всем трудиться, на возраст и не оглядывались: косу в руках держишь – значит, коси. Пришлось рано повзрослеть. С виду совсем мальчонка – а в голове уже держишь планы, как маме помочь, семью прокормить. Отец погиб на фронте в 1942 году, а нас у матери трое осталось. Вот и выживали как могли.

IMG_7473Зинаида Георгиевна ГУЗОК:
– Родилась я в подмосковном Ногинске в 1923 году в семье революционера Г. Разумникова. В 1939 году устроилась работать на завод «Грампластинка». Во время войны его название стало прикрытием для засекреченного военного завода № 510 по производству снарядов. В цеху, где я работала контролёром, изготавливались снаряды для зенитных установок. Работа эта не только сложная, но ещё и опасная. Снаряды начинялись порохом, поэтому следовало быть очень осторожными: любая искорка могла стать причиной взрыва целого склада.
Знаю и страшный голод, который сопровождал всё военное время и даже первые послевоенные годы. Каждый день мы внимательно слушали фронтовые сводки по радио. Не забуду слова диктора Ю.Б. Левитана, когда вся страна услышала долгожданную фразу: «Фашистская Германия разгромлена!».

IMG_7496Семён Александрович АКУЛЕНКО:
– Родом я из Тульгович, перед самым началом войны уехал с мамой на Копыльщину. Мне было 14 лет. Через 6 дней после начала войны фашисты оккупировали нашу территорию. Несколько местных парней немцы взяли работать в полицию, но на самом деле они были связаны с партизанами. Я был их связным. Приезжал в Копыль на телеге, куда ложные «полицаи» складывали оружие, а ночью за ним приезжали партизаны. В 1943 году партизаны уничтожили немецкие отряды в Копыле. Меня забрали в партизанский отряд. В июне 1944 года советские войска освободили Копыльский район. И в ноябре того же года меня призвали в Минский гарнизон, где готовили на фронт. В марте 1945 года получили приказ отправляться на фронт, но в последний момент по приказу И.В. Сталина военнослужащие 1927 года рождения были освобождены от боевых действий на фронте. Мне посчастливилось поучаствовать в партизанском Параде Победы в июле 1945 года в Минске.

ГнаткоЛюдмила Иосифовна ГНАТКО:
– Всё военное время провела в Хойниках. Мой старший брат Николай ушёл на фронт в 1941 году, откуда не вернулся. Мне, четырнадцатилетней, пришлось соприкоснуться с ужасами войны: голод, жестокость оккупантов, их издевательства над местными жителями, приход в Хойники власовцев, мадьяров. В ноябре 1943 года наш район освободили, на территории старой больницы поставили военно-передвижной госпиталь, куда меня позвали работать вольнонаёмной по уходу за больными. Разносила тяжелораненым горячую еду, помогала перевязывать раны. В то время мне уже исполнилось 16 лет.
Затем госпиталь уехал, а я вынуждена была остаться – мама тогда заболела тифом, я за ней ухаживала. Война мне профессию определила на всю жизнь. После войны окончила 2-месячные курсы медсестёр и проработала 44 года в центральной районной больнице.

IMG_7465Зоя Ивановна ОКАТОВА:

– Военное время помню хорошо, мне тогда только 15 лет исполнилось. Тогда я, уроженка Архангельской области, посёлка Кулай, уже 2 года после окончания сельской семилетки работала в колхозе.
После мобилизации работать на полях пришлось и женщинам, и детям – рабочих рук не хватало. Жали вручную серпами. Лозунг «Весь урожай для фронта!» был для нас, молодых, не просто словами. Нам, сельским ребятам, необходимо было работать почти круглый год: и навоз вывозить на поля, и сено заготавливать, картофель пропалывать. А с весны до осени привозили и школьников из райцентра. Все старались, трудились, не жалея себя. За работу нашу платили. Правда, не деньгами, а продуктами, пайком. Как сейчас помню, на одного человека полагалось по 400 граммов хлеба в сутки. Усталость и голод – постоянные наши спутники в те времена.

Опрашивала Алеся ЯЧИЧЕНКО.

 



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *