Брачный договор ежегодно заключают свыше 4 тыс. пар в Беларуси, сообщила журналистам председатель Белорусской нотариальной палаты Наталья Борисенко перед круглым столом по соответствующей теме, который организовали БНП и Белорусская республиканская коллегия адвокатов, передаёт корреспондент БЕЛТА.
«Последние лет восемь наблюдаем статистику — около 4-4,5 тыс. пар заключают брачный договор. Это лица, которые состоят в браке или которые намереваются вступить в брак», — сказала Наталья Борисенко.
По ее словам, брачные договоры позволяют уберечь супругов от споров, сохранить между ними нормальные человеческие отношения. Об этом свидетельствует и судебная статистика. Количество договоров, которые были оспорены в 2022 году, совершенно небольшое. Менее трех десятков подверглись судебному анализу и буквально несколько были признаны или полностью, или частично недействительными.
Наталья Борисенко заметила, что брачный договор определяет ответственное отношение семьи к своему будущему и тому имуществу, которое она приобретает. Предметом брачного договора может быть любое имущество, которое приобретает семья.
Заключая брачный договор, пара четко понимает права и обязанности, а также отрицательные последствия, в том числе в имущественном плане, которые могут наступить, поэтому старается не допустить их наступления. Таким образом, брачный договор — это еще и сдерживающий момент. «Цивилизованное понимание и отношение к имуществу, нажитому семьей, дает возможность говорить о сохранении семьи, соблюдении тех приоритетов, которые есть в семье, особенно когда там появляются дети», — считает она.
Этот документ позволяет определить максимально широкий объем правоотношений, в том числе по содержанию, воспитанию детей, по тем средствам, которые будут на них выделяться, если семья распадется. «Очень широкий спектр правоотношений и обязательств можно затронуть в рамках этого договора, — отметила председатель БНП. — Кстати, не только брачный договор удостоверяем. Есть еще и соглашение о детях, соглашение о порядке уплаты алиментов. Законодатель определил исключительно нотариальную форму для этих правовых конструкций».
Наталья Борисенко считает закономерным, что этими вопросами занимается нотариус, который при заключении договора, во-первых, гарантирует абсолютно объективное отношение и исключает предвзятость к каждой из сторон, во-вторых, несет очень серьезную ответственность, в том числе имущественную.
Говоря о правоприменении, председатель БНП отметила нюансы при разделе имущества супругов, приобретенного с использованием государственной поддержки, в частности семейного капитала. «Такая недвижимость поступает в гражданский оборот и является предметом договоров, иногда попадает в наследственную массу, поэтому очень важно понимать, как это имущество будет делиться: как совместная собственность супругов или как долевая собственность членов семьи (семейный капитал семья получает только тогда, когда в ней появляется трое и более деток)», — сказала она.
Отвечая на вопрос, каким образом происходит раздел имущества, приобретенного с участием средств семейного капитала, председатель БНП заметила, что «правовая плоскость не дает на сегодня четкого ответа о том, какой вид имущества возникает». По ее словам, нотариат неоднократно поднимал соответствующий вопрос, проводилось несколько круглых столов с привлечением прокуратуры, министерств образования, труда и соцзащиты. «Мы говорим о том, что нужна более четкая позиция законодателя о том, что за вид имущества возникает — совместная собственность мамы и папы или долевая собственность всех членов семьи, например, на тот момент, когда эта квартира приобреталась», — сказала она.
По ее словам, нотариат в этой ситуации выступает за то, чтобы интересы детей в этой ситуации также учитывались, и таким образом следует формировать правоприменительную практику. В качестве примера она привела приватизацию, когда несовершеннолетние имеют право потребовать выделения доли в приватизированной квартире. «Мы бы хотели, чтобы это была долевая (собственность. — Прим. БЕЛТА), но есть другая позиция о том, что это совместная супружеская собственность. Пока нормативно закрепленной определенности нет», — заметила Наталья Борисенко.
В том числе для решения этих вопросов круглый стол проводится с участием адвокатского корпуса, подчеркнула председатель БНП. Адвокаты также выскажут свою позицию, и законодателю будет предложено наиболее правильное решение этого вопроса, заключила она.