Из всех материалов чернобыльского цикла работа над этими воспоминаниям давалась тяжелее других. По степени эмоционального накала, по остроте человеческой боли, по тяжести утрат…
По сути, снова довелось вспомнить и столкнуться с самым чудовищным, страшным и непостижимым в нашей жизни явлением – болезнями и смертью детей. Ведь именно на самых маленьких и беззащитных гражданах нашей страны чернобыльская авария отразилась наиболее тяжело и безжалостно. Помимо того, что все они получили дозы ионизирующего облучения, помимо болезней, через которые многие из них прошли, ситуация осложнялась ещё и отсутствием необходимого опыта у врачей, родителей и учителей, а повседневные рекомендации учёных и специалистов по поведению в быту, дома и на улице зачастую отличались разрозненностью и даже взаимоисключающим характером. Не хватало чистых в радиоактивном отношении овощей, фруктов и соков, да и вообще не хватало «чистого» продовольствия, остро стояли проблемы с медицинским оборудованием и аппаратурой, медикаментами и медицинскими препаратами.
И хотя помощь в районы, наиболее пострадавшие от аварии на Чернобыльской АЭС, шла из всех республик СССР, её всё же заметно не хватало. К тому же 7 декабря 1988 года произошло тяжелейшее землетрясение в Армении, разрушившее почти 40 процентов экономического потенциала республики и основные потоки помощи – и финансовой, и материальной, стали перенаправляться в Закавказье. При этом помощь чернобыльским регионам заметно сократилась. И это – на фоне всё возрастающей и пугающей статистики детской заболеваемости и смертности.
Вот для того, чтобы снова привлечь внимание властей и общественности страны, людей во всём мире и Европе к обострившимся проблемам чернобыльцев, в четвёртую годовщину трагедии 26 апреля 1990 года и был проведён телемарафон «Чернобыль». Страшные цифры приводились на нём, вспомним только некоторые из них: по состоянию на апрель 1990 г. более 3 млн. 883 человек проживало на загрязнённых территориях; более 360 тысяч человек нуждалось в срочном переселении; более 150 тысячам тяжело больных участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС нужна была срочной медицинская помощь. И люди Страны Советов отозвались всем сердцем. Перечисления и пожертвования от граждан, предлагаемая помощь (и финансовая, и материальная) от организаций (как государственных, так и частных), приглашения на оздоровление от семей и для семей, для детей потоками телеграмм и лавиной телефонных звонков в адрес телемарафона посыпались со всех концов необъятного Советского Союза. Люди приносили наличные советские рубли и валюту, школьники вскрывали свои детские копилки, бабушки развязывали узелки своих платочков и отсчитывали от скромных пенсий, приносили также фамильные драгоценности, золотые и серебряные монеты, несли медицинские препараты, а один мужчина из Петропавловска-Камчатского даже предложил нуждающимся в операции свой костный мозг. Никто не уходил с телемарафона, не оставив своего вклада, в том числе и многочисленные выступившие эстрадные звёзды: И. Тальков, И. Кобзон, В. Малежик, В. Леонтьев, ансамбль «Песняры», Крис Кельми, А. Мисин, А. Градский, Т. Гвердцители, А. Пахмутова, И. Понаровская, Мирей Матье, Марина Влади, Сальваторе Адамо, Крис де Бург и многие-многие другие. Как же всё-таки трогателен и прекрасен был этот единый людской порыв!
Слово – непосредственной участнице благотворительного телемарафона «Чернобыль» Ирине Семёновне Конопелько.
– Вот уже 26 лет скоро исполнится с дня проведения благотворительного телемарафона «Чернобыль», а многое из того, что происходило тогда в Государственном концертном зале «Россия» помнится ещё и сегодня. Как благожелательно встретили нас, как разместили в одноименной с концертным залом гостинице, как сразу же вручили пригласительные билеты сразу на все 24 часа марафона (хотя многие его участники получили билеты лишь на 2 часа), как заботливо опекала нас всё это время ведущая телемарафона Тамара Максимова. Запомнилась и сама атмосфера этого грандиозного мероприятия – внимательная, доброжелательная и сердечная, атмосфера, в которой все – и простые граждане, и эстрадные звёзды, и знаменитые писатели, и маститые, известные всей стране учёные были едины в своём стремлении помочь людям.
Список того, что было в первую очередь необходимо нашему району (а в состав нашей делегации, кроме меня, входили ещё Тамара Романовна Котляренко и Елена Михайловна Худенко) мы передали председателю Комитета советских женщин З.П. Пуховой и председателю Советского фонда мира, лётчику-космонавту СССР В.В. Аксёнову. Обязательно хотела бы отметить, что возник этот список во многом благодаря стараниям тогдашнего главного врача нашей ЦРБ А.П. Тарасевича.
Было также немало наших личных встреч с руководителями предприятий и организаций, как советских, так и созданных совместно с зарубежными экономическими партнёрами.
Большую помощь нашей делегации в налаживании этих контактов оказали нам дочь П.М. Машерова – Наталья Петровна, народные депутаты СССР из Гомеля Юрий Воронежцев и Игорь Корниенко. Конкретным результатом нашей поездки и наших встреч на телемарафоне стало то, что вернулись мы с 15 тыс. одноразовых шприцов для Гомельского облздравотдела (в т.ч. 2 тысячи – непосредственно для детского отделения Хойникской центральной районной больницы) и с приглашениями на оздоровление детей в Новосибирский НИИ иммунологии. Желание оздоровить наших детей высказал кубинский лидер Фидель Кастро, свою продукцию предложила поставлять нам Ташкентская фабрика игрушек, готовность снабжать наш район чистыми фруктами, овощами и соками высказало намерение одно из совместных советско-германских предприятий (именно с ним договориться помогла нам Н.П. Машерова и её общество «Зніч»), а одно из советско-голландских СП выразило готовность немедленно начать поставку в наш район индивидуальных дозиметров. Прямо в эфире 300 одноразовых шприцов для больных детей передали нам воины-афганцы. И уже с первых дней наступившего лета наши ребята стали ездить на оздоровление в лучшие советские пионерлагеря «Артек» и «Орлёнок».
В общем, всего сейчас и не припомнишь. Но главным считаю то, что телемарафон «Чернобыль» дал могучий импульс вниманию общественности планеты к проблемам пострадавших от Чернобыля регионов, в том числе и нашего. И оскудевшая, было, помощь снова пошла к нам, как от организаций, так и от тысяч людей. А теплота, отзывчивость и доброта их сердец помнятся всем нам и сегодня.
Записал Виктор НАЗАРЕНКО.