Каждое дежурство было несладким — хойничанин Валерий Господарёв о техногенной катастрофе

Общество

Именно в этот день на четвёртом энергоблоке Чернобыльской АЭС произошёл взрыв, который полностью разрушил реактор. И радиоактивная беда надолго поселилась в нашей стране. Последствия трагедии до сих пор отзываются во многих семьях. Тогда, уже в далёком 1986 году, тысячи белорусов направлялись в радиоактивную зону, некоторые помогали на местах. Среди них был и хойничанин, один из старейших ликвидаторов на ЧАЭС Валерий Господарёв.

79-летний земляк поделился воспоминаниями о страшной техногенной катастрофе и о том, как он живёт сейчас.

— Расскажу немного о себе. Сам я родом из Жлобинского района. Работал на Азовском море газоэлектросварщиком на заводе в Бердянске, затем сварщиком в колхозе в Житковичах. В 1964 году призвался в армию, три года отслужил в Германии в группе советских войск – в танковых войсках.

День аварии запомнил надолго. Отдыхал дома после смены. Работал в то время дежурным в Хойникском РОВД. В городе пошли слухи, что случилась беда. Нас срочно собрал в отделе начальник милиции Леонид Жевняк – объяснил всем нам, к чему готовиться, предупредил, что будет очень нелегко. В отделе организовали штаб. Я дежурил сутки через двое. Помню, как начали вывозить детей из деревни Погонное. Семьи начали эвакуировать. Каждое дежурство было несладким. Морально было тяжело видеть, как люди покидают свои родные места. Как дети уезжали от мам, и с какой болью провожали их родители, думая, что их дочери и сыновья больше не вернутся.

Основная моя задача в первые месяцы после трагедии была собирать сведения по радиации. В зоне также помогал, перевозил продукты из магазинов отселённых деревень на маслосырзавод. Когда выставили КПП в Бабчине и в Ломачах — дежурил на посту в день либо ночь, добросовестно патрулировал территорию.

Мы с супругой своих малолетних сыновей, Вадима и Александра, отвезли в Калинковичи на поезд и отправили в Винницкую область (Украина) к родственникам. Сашку отправили там на полгода в школу, а Вадим уехал в лагерь «Артек». Потом наши дети благополучно вернулись домой.

Когда служил в Хойниках, численность отдела составляла 36 человек (это с конюхами и уборщицами), на ходу были три мотоцикла, одна машина и три лошади. В милиции я отработал 25 лет. В июле 1993 в звании майора ушёл на пенсию. Дальше 7 лет работал начальником охраны на «Салюте» (сейчас завод гидроаппаратуры).
За участие в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС и проявленное при выполнении задания мужество и самопожертвование я награждён медалями и благодарностями командования.

Сейчас, на пенсии, здоровье, конечно, подводит – врачи поставили неутешительный диагноз «Артроз коленных и тазобедренных суставов». Хожу, к сожалению, на костылях. Хорошо, что супруга, любимая Рита Яковлевна, рядом, всегда помогает. Мы с ней уже 54 года вместе. И приятно, что коллектив милиции меня никогда не забывает. Хоть сменились поколения, но каждый раз и на праздники зовут, и лично приезжают, и звонят.

Дети по-прежнему живут в Хойниках. Оба работают водителями. Каждый день навещают нас. Считаю себя счастливым человеком – близкие рядом. А это важно.

Записала Виктория МОРОЗ.

Фото автора.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *