Профессию учителя можно без преувеличения назвать идеальной человеческой работой. Открывая мир знаний своим ученикам, он отдаёт им частичку своего сердца, любит их больше себя и, самое главное, учит самостоятельно в книгах и повседневной жизни собирать драгоценные крупицы знаний. Привнесённое учителем не выветривается никакими сквозняками жизни, если это, конечно, настоящий учитель.
Какими качествами должен обладать он, как ему сохранить гармонию с повседневной действительностью и не поступиться своей совестью. Ведь внутренний мир ребёнка создаётся в большей степени под воздействием личностных качеств учителя. Об этом разговор с преподавателем истории ГПТУ-183 П.Ф. Лекаркиным, трудовой стаж которого исчисляется в 30 лет, из которых 25 он отдал школе, причём не только в качестве учителя, а руководителя педколлектива.
Выпускник СШ № 1 г. Хойники, потом Гомельского государственного университета, директор Партизанской БШ, работник аппарата Хойникского РК КПБ, директор СШ № 4 г. Хойники, на базе которой создана государственная гимназия – такой трудовой путь Петра Фёдоровича. Учительницей работает в гимназии его жена Татьяна Анатольевна. Дорогой родителей пошли дети: старшая дочь Ольга после окончания вуза работает в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, младшая Екатерина – преподавателем в гимназии, зять – в Поселичской СШ. Так что можно говорить о профессиональной династии Лекаркиных.
– Пётр Фёдорович, а кто был Вашим главным учителем по жизни?
– Родители. Милая, добрая мама Полина Петровна, хранительница домашнего очага, и отец Фёдор Титович. Он долгое время занимал ответственные посты на хозяйственной работе. Очень грамотный, сдержанный, аккуратный, тактичный. Даже без большого образования, была у отца сильная закваска, которую ему дали его родители.
А ещё первые учительницы Нина Илларионовна Ильницкая в 1-2 классах, Татьяна Ефимовна Бегельман – в 3 и 4 классах, и классный руководитель Юлия Валерьяновна Соловьёва. Очень добрые о них воспоминания. Судьба сделала мне прекрасный подарок – они были не только отличными педагогами, но и психологами.
– Вы помните свой первый урок уже после окончания университета?
– Конечно. И урок, и торжественную линейку, посвящённую новому 1980-1981 учебному году, я помню. Тогда я был назначен директором Партизанской школы, которой, к сожалению, уже нет.
– Но ведь директоров не готовит ни одно учебное заведение. Со студенческой скамьи – и сразу в руководители?..
– Видимо, приглянулся местному руководству. Учился я неплохо. Да и Партизанская школа не самая большая в районе была. Хороший коллектив. Учителя готовились к каждому уроку так, будто от него зависела вся их судьба. Это тот случай, когда сердца учителей были не только передатчиком, но и приёмником. Уча детей, они обогащали и свои души. Сильные у меня были заместители. К примеру, Нина Михайловна Приходько, которая потом долгие годы работала директором этой школы. Они мне помогали, я прислушивался к их советам. Так что приходилось осваивать азы руководства коллективом, как говорится, на марше.
– Культура любого народа определяется отношением его к учителю. На Ваш взгляд изменилось отношение к нему в последние десятилетия?
– Этот вопрос более уместен к людям, которые старше меня возрастом. Они бы объективно, однозначно ответили: да. А в 80-90-е годы прошлого столетия уже очень много было людей образованных в разных сферах. Это не довоенный период, когда их было мало, а учитель являлся носителем знаний и, естественно, к нему относились лучше. Сегодня же считать, что он человек, который всё знает, – неправильно.
А, во-вторых, нужно самому утвердиться в этом мире. Доказывать своим поведением, знаниями, что ты выше потому, что учишь.
– Накладывает ли время свой отпечаток на деятельность педагога?
– Учитель будет профессионалом и ценен, если работает в духе требований времени. Нельзя всё время жаловаться на ситуацию вокруг, ибо она имеет свойство изменяться. И когда мы остаёмся на старом восприятии действительности десяти-тридцатилетней давности, можем потеряться как учителя. Нас ученики просто не поймут, ведь живут они сегодняшним днём и больше верят в будущее. И живём мы ради будущего.
И ещё. Нельзя учителю ставить себя выше других специальностей, профессий. Соблазн же стать выше очень велик. Играет роль стереотип поведения: мы всё время учим, и появляется стремление всем указывать, поучать, быть истиной в последней инстанции. Это неправильно. Сегодня очень много умных, грамотных людей во всех сферах. Если мы этого не поймём, то, как учителей, нас просто не будут воспринимать.
– И в семье также…
– Наверное, в каждой семье есть такие моменты, когда супруги дают друг другу советы. Надоедание же постоянными наставлениями, замечаниями ни к чему хорошему не приведёт.
– Дети очень разные. Терпеливы ли вы к ним?
¬– Что касается профессии, то по отношению к детям я очень терпелив. Потому, что они ещё не способны адекватно оценивать всё, что происходит вокруг. И это большая педагогическая ошибка – отворачиваться от ребёнка.
– Пять лет до развала СССР Вы работали в аппарате райкома партии. Что дали эти годы?
– Возможность разобраться в тех вопросах, которые не относятся к педагогической деятельности. Больше узнаёшь людей, общаясь с ними, специфику хозяйственной работы. Это дало очень многое в развитии.
Сегодня некоторые люди бросают камни в огород того времени, в адрес бывших партийных работников. Но, поверьте, в то время там работали очень порядочные, хорошо воспитанные люди, у которых многому можно было поучиться. Хотя, конечно, были и свои негативные моменты. Любая система не может быть совершенной, и тем не менее в советской было очень много положительного.
– Великий римский философ и мудрец Сенека много веков назад сказал: “Жизнь – как пьеса в театре: важно не сколько она длится, а насколько хорошо сыграна”. Так ли она сыграна, как Вам хотелось бы?
– По большому счёту – да, хотя говорить о том, что пьеса сыграна и всё в прошлом, ещё рано. В жизни каждый день происходит что-то новое. А увидеть в обыкновенном необыкновенное – это то же самое, что заметить на пыльном тротуаре, по которому проходят сотни людей, крупицу чистого золота. Найти хорошее даже у самого нерадивого ученика и возвысить его в собственных глазах – разве не равнозначно такому? А ещё большая радость, если он оправдает твои надежды.
Настоящий учитель – это терпение, вера, любовь и доброта. Это те живые родники, чистая водица которых поила когда-то и нас. Все мы прошли школу и поэтому День учителя – всенародный праздник, с которым я искренне поздравляю всех коллег, желаю всего самого хорошего в профессиональной деятельности и личной жизни. И, конечно же, моих бывших учителей. Хочу, чтобы все люди были благодарны своим учителям, а все учителя признаны своими учениками. И любили их. А это программа не одного дня.
Беседовал Владимир ДОЛГОЛЫЧЕНКО.