Прошло 75 лет со дня освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков.
Боль Великой Отечественной войны не угасает в сердцах наших людей до сих пор, а свидетелей тех самых событий с каждым днём становится всё меньше. Но живы их дети, внуки, правнуки, которые чтят память своих родных, живших в то тяжёлое время.
О событиях тех страшных дней, когда нашу молодёжь против воли увозили в Германию, рассказала Светлана Дыгун, учитель белорусского языка и литературы Стреличевской средней школы. Она узнала о них из воспоминаний своих двух родных бабушек (по линии отца и матери), которые прошли через весь тот ужас.
Вот что рассказала Светлана Николаевна:
– Бабушку по линии отца звали Кисель Софья Никитична. Она была уроженкой деревни Новосёлки. В то время, когда её увозили в Германию, ей был 21 год.
А вот бабушке по линии матери Радченко Марии Филипповне, уроженке деревни Дворище, было всего 17 лет. Когда девушек с её деревни немцы забирали в Германию, она даже не подозревала, что это может коснуться и её. Ведь говорили, что несовершеннолетних не будут забирать.
В тот день она гнала домой гусей. К ней подбежал немец и, схватив за воротник, потащил к машине, где уже в окружении немцев с автоматами стояли другие девушки. Им даже не дали попрощаться с родными и близкими. Погрузили в машину и повезли на железнодорожную станцию. Там всех, как скот, перегнали в товарные вагоны и повезли до Бреста. В Бресте опять пересадили и без всяких удобств, в плотно набитых вагонах везли в Германию.
В чужой, враждебной стране их поселили в страшные бараки. Девушки выполняли каторжные работы. Вместе с военнопленными они копали траншеи и прокладывали трубы. Кормили их только один раз в день. Да и вряд ли это можно было назвать едой, давали какую-то баланду из варёной брюквы, 10 грамм хлеба и столько же маргарина. Ничего не меняя, этот самый паёк им давали каждый день. От голода, холода, эпидемии вшей каждый день умирали люди.
В таких страшных муках Мария Филипповна жила с 1942 по 1945 год. Только в мае 1945 их освободили, но домой отправили не сразу, так как все были истощены. Сначала откармливали, чтобы они не умерли по дороге. А уже в ноябре 1945 года всех, кто выжил, отправили наконец-то домой.
Другой моей бабушке, Кисель Софьи Никитичне, тоже пришлось несладко. По принуждению она работала на немецком заводе, где выпускали детали к военной технике. С ужасом вспоминая то время, бабушка Соня рассказывала, что у них была определённая спецодежда, на которой был отличительный знак «OST». Этим знаком они отличались от немецких работников цеха. Самым страшным для неё был день, когда она чуть не лишилась жизни. Голодная, уставшая от тяжёлой работы, уснула за станком, и в этот момент мимо неё проходил немец. Подняв её с места, крича и угрожая, он повёл бабушку к начальнику цеха. Тот без всяких разговоров и выяснений приказал расстрелять её. Но девушке повезло: в это время зашёл их бригадир, тоже немец, который очень хорошо относился к бабушке Софье. Он, несмотря на то, что мог и сам лишиться жизни, заступился за русскую девушку. На первый раз ей дали только выговор, лишив пайка на целый день. Все дни, проведённые в Германии, были мучительны и невыносимы.
Софья Никитична была освобождена тоже в 1945 году. Она вспоминала очень сильную бомбёжку в тот день. Американские самолёты бомбили город. В тот момент все прощались с жизнью, думали, что это конец. Но бабушка выжила и вернулась на Родину в родную деревню Новосёлки.
Но и по возвращении домой жизнь девушкам не показалась сладкой. Нужно было помогать своим семьям, восстанавливать всё то, что было утрачено во время войны. Была ужасная голодовка. Сестра Марии Филипповны потеряла сына, который умер от голода, и мужа, который пропал без вести.
В 1946 году умерла мать Софьи Никитичны, оставив на руках своей дочери двоих несовершеннолетних детей (брата и сестру), которых нужно было поднимать на ноги. В то время она о себе и не думала. Только когда дети подросли, она вышла замуж и родила 3 детей. Мария Филипповна также вышла замуж, у неё было шестеро детей.
В таких обстоятельствах времени на учёбу категорически не было. Обе работали в колхозе, с нуля строили жизнь. Мария Филипповна умерла в мае 2011, а Софья Никитична в сентябре 2012 года.
Так война украла юные годы молодых девушек, которые они провели в таких ужасных условиях, лишив их простого счастья. Но несмотря ни на что, они смогли устоять перед всеми невзгодами того времени.
Записала Анна КАЛИНИНА, юнкор. Фото автора.