У меня, как и у всех, кто смотрит криминальные фильмы или сериалы, есть представление о том, при каких обстоятельствах сотрудники прибывают на места преступления. Но как всё происходит на самом деле? О детских мечтах, самом интересном выезде, насыщенной на происшествия неделе октября и многом другом мы поговорили с начальником Хойникского межрайонного отдела Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь Сергеем Ковдерко.
– Почему вы выбрали профессию эксперта-криминалиста?
– Здесь не будет истории о ребёнке, который с детства смотрел фильмы о Шерлоке Холмсе, – улыбаясь говорит Сергей Анатольевич. Всё началось с 2000 года, я пришёл на работу в систему МВД Республики Беларусь. Начинал милиционером. Все сотрудники взаимодействуют друг с другом, не раз был свидетелем работы экспертов-криминалистов. Их работа мне приглянулась, было интересно наблюдать, как эксперты выявляют следы преступников на местах происшествия. Привлекло то, что она не рутинная, каждый день пытаешься решить своего рода загадку. Поэтому решил посвятить себя этой работе. Поступил в Академию МВД на профильный факультет. И вот уже 19 лет я в этой профессии.
– Кем мечтали стать в детстве?
– Мечтал работать фельдшером скорой помощи. Изначально в воспитании родители заложили идею, что людям нужно помогать. Позже решил пойти работать в систему МВД. До сих пор придерживаюсь этих взглядов. Благодарен родителям за воспитание.
– Расскажите о своём первом выезде, какие были впечатления?
– Первым моим участием в качестве специалиста на месте происшествия был выезд на кражу на один из заводов в г. Гомеле, где обнаруженные и изъятые мною следы пальцев рук помогли установить личность подозреваемого. На протяжении 17 лет я работал экспертом-криминалистом в разных районах г. Гомеля.
– Это правда, что специалисты отдела Государственного комитета судебных экспертиз первыми прибывают на место происшествия?
– Как правило, да. Эксперты-криминалисты, выезжая в составе следственно-оперативной группы, первыми осуществляют осмотр места происшествия. Все знают, что до прибытия следственно-оперативной группы на месте совершения преступления никто не имеет права что-либо трогать или перемещать. Эти меры предпринимаются для того, чтобы сохранить следы преступления. Место происшествия – это прежде всего ценный источник информации.
– Какими инструментами пользуетесь при исследовании следов?
– Магнитные и немагнитные порошки, специальные жидкости для выявления следов на мокрых предметах. Различные химические и физические реагенты, средства специального чемодана «Эксперт-криминалист». От специалистов, конечно же, тоже зависит очень многое. Ведь каждый след рассказывает историю происшествия, действия нарушителя и важно изъять их и сохранить до экспертизы. Дальнейшая работа продолжается в кабинете. Сегодня без современной техники не обойтись, поэтому в арсенале у нас есть и современное оборудование. Какое именно, оставим в секрете.
– Самое интересное дело в Вашей практике?
– Выехали мы на кражу, изъяли следы рук, поместили их в идентификационную базу. Лишь через 3 года они совпали с подозреваемым лицом, которое было судимо за аналогичное преступление и уже отбыло срок. И буквально через месяц его вновь обвиняют в краже, которая произошла 3 года назад. Дело в том, что когда сотрудники следствия общались с подозреваемым лицом и предлагали признаться во всех содеянных преступлениях, он отказался, а когда его вновь осудили, то согласился, что был не прав. Ведь тайное всегда становится явным и никому не удастся уйти от ответственности.
– Часто у нас в городе происходят происшествия?
– Межрайонный отдел осуществляет деятельность на территории двух районов: Хойникского и Брагинского. Бывают дни, когда не много происшествий, но октябрь выдался напряжённым. Так, в одну неделю сразу несколько пропавших без вести, угроза убийством, кражи, выявлен незаконный оборот наркотических средств.
– Какие виды экспертиз и исследований проводите в Государственном комитете судебных экспертиз?
– Проводим исследования идентификационных номеров автотранспортных средств, исследования документов, ценных бумаг и денежных банкнот на факт подлинности. Востребовано криминалистическое исследование подписи и почерка в документах. Основная масса проводимых криминалистических экспертиз – это дактилоскопия (исследование следов пальцев рук), трасология (следов обуви, транспортных средств и др.), экспертиза холодного и метательного оружия, баллистическая экспертиза.
Также бывают ситуации, когда родственники сомневаются в адекватности пожилого человека, который составил завещание или дарственную, начинают оспаривать документ – в этом помогут психиатрические экспертизы на предмет способности лица осознавать значение своих действий в момент совершения сделки. Наш комитет может помочь в установлении родства и определении спорного происхождения детей – генотипоскопическая экспертиза. Восстанавливаем удалённую информацию на компьютерно-технических и радиоэлектронных ресурсах, предоставляем услуги по экспертизе клейм на ювелирных изделиях.
– Как проводите свободное время?
– Его катастрофически мало. Но, когда выдаётся свободная минутка, тороплюсь провести её с семьёй и детьми.
Светлана ВАЩЕНКО.
Фото автора.