Можно ругать коммунальщиков, говорить, что они не справляются или плохо работают, но лучше всего посмотреть на их работу изнутри. А именно сесть на снегоуборочный МАЗ, да «поутюжить» город, час за часом, километр за километром.
Нашим напарником стал водитель Артём Ильичёв. Мужчина почти 17 лет работает в коммунальной сфере. К слову, управляет он новенькой комбинированной дорожной машиной производства «МАЗ», которая около месяца назад пополнила автопарк КЖУП «Хойникский коммунальник». Чудо-машина может применяться для круглогодичного обслуживания дорог за счёт использования различных комплектаций оборудования. Для поливки летом устанавливается бочка, а для очистки от песка – щётка, в зимнее время – приёмник пескоразбрасывателя, отвал.
Получаем добро от мастера и забираемся в кабину. Здесь тепло. Оказывается, в новом автомобиле установлен климат-контроль. Это одно из устройств, которое поддерживает заданную температуру. Есть и различные датчики на панели, например, датчик температуры на улице, заряд аккумулятора и многие другие. Вы только представьте, в кабине водителя есть жалюзи, а не обычные козырьки от солнца. Вот оно – ноу-хау в автомобиле. Кстати в некоторых схожих моделях «МАЗ» даже установлен круиз-контроль.
– Мой день начинается в 8.00. Вообще у нас ненормированный график. Могут вызвать и ранним утром, и поздним вечером, всё зависит от погодных условий. Диспетчер поднимает водителей на работу, а мастер даёт разнарядку, куда ехать чистить дорогу. Я работаю по запланированному маршруту. За мной закреплён весь город, а это главные и второстепенные улицы. Надо посмотреть, в каком состоянии дорога, прочистить, – с этими словами Артём опускает отвал и выезжает с обочины на главную дорогу. Снег начинает ледяным фонтаном отбрасываться на обочину.
– Когда я только пришёл на работу, зимы были суровыми и более снежными. С каждым годом снега выпадает всё меньше и меньше. Хотя бывают и исключения. Но не только со снегом нам приходится бороться, а и с гололёдом, – продолжает мужчина. – Здесь наша работа приобретает ещё более экстремальный оттенок. По скользкому участку приходится идти первым.
Всю дорогу водитель сосредоточен: нужно ведь не только тщательно убрать снег, но и не зацепить ничего огромным плугом. С этой задачей удаётся справиться благодаря большому количеству зеркал – у машины почти нет «мёртвых зон».
За один круг Артём наматывает до 100 км. И это только очистка снега. А если морозчик, то по второму кругу едет и посыпает дорожное покрытие твёрдыми реагентами – песчано-соляной смесью. Песок препятствует скольжению, а соль, размокая, растапливает лёд на дорогах. Чтобы техника служила долгие годы, за ней необходим должный уход. После работы Артём обязательно обмывает автомобиль, ведь реагенты разрушают кузов. После расчистки города работа у героя нашего материала не заканчивается.
– Начинается вторая смена, – шутит мужчина.
Артём живёт в частном доме. Как только приезжает домой, сразу приступает к расчистке снега на частной территории. В этом ему помогает лопата. Свободное время проводит с любимой женой и двумя детьми. Как признался Артём, работу он свою очень любит, несмотря ни на что. Вообще у работников тяжёлой техники есть одна традиция. Каждый раз, приходя на смену, они желают друг другу хорошей погоды. И мы не останемся в стороне, тоже пожелаем всем работникам коммунальных служб хорошей погоды, как за окном, так и в доме.
Светлана ВАЩЕНКО.
Фото автора.