Из дезертира в полицаи и обратно

Без срока давности Год исторической памяти

Продолжаем знакомить вас, уважаемые читатели, с материалами в рамках расследования уголовного дела о геноциде белорусского народа во время Великой Отечественной войны и послевоенный период. Информацию из архивов передал прокурор района Андрей Судом.

Управлением МГБ Полесской области 24 января 1948 года за преступную деятельность в пользу фашистов к уголовной ответственности привлечён уроженец Хойникщины Николай Прищеп.

Расследованием установлено, что в июне 1941 года Николай Давидович был мобилизован на службу в Советскую Армию. Однако по пути следования в часть он дезертировал к себе домой, в д. Кухновщину Хойникского района, где и скрывался до прихода нацистов.

Проживая на временно оккупированной немцами территории, Николай в октябре 1941 года добровольно поступил на службу к фашистам на должность полицейского сельской полиции в той же Кухновщине и в своей должности служил до июня 1942 года, т.е. до момента расформирования немцами этой полиции.

В сентябре 1942 года Прищеп поступил на службу к оккупантам на должность сотского д. Кухновщина и уже в этой должности прослужил до марта 1943 года – до прихода на Хойникщину партизанского соединения Ковпака.

Во время службы Николай Прищеп проявлял себя активным немецким пособником: участвовал в арестах и конвоировании советских военнослужащих в карательные органы немецких фашистов, арестах мирных советских граждан, борьбе против партизан, а также изымал у населения скот и продукты питания для оккупантов.

В частности, в декабре 1941 года он совместно с другими полицейскими арестовал выходившего из немецкого окружения раненого военнослужащего Советской Армии и живо отконвоировал его в д. Кожушки, чтобы сдать бургомистру. Хотя дальнейшая судьба этого солдата неизвестна, несложно догадаться, что в живых мужчину не оставили.

За связь с партизанами полицай Прищеп совместно с полицаями Савченко и Сирожем арестовали жительницу д. Кухновщина – Марию Гриценко. При этом предатели устрашающе стреляли из винтовок в доме, добиваясь от Марии Ивановны признаний. Позже женщину отконвоировали в дом другой жительницы деревни – Марии Науменко. Там обыскали жильё и поделили между собой изъятое имущество. После допросов арестованную Гриценко всё же освободили.

А вот хозяйку обворованного дома – Марию Филипповну Науменко – весной 1942 года схватили и приговорили к расстрелу.

Участвовал старательный полицай Прищеп в частых фашистских облавах в районе д. Кухновщина, Оревичи и по всему району.

В мае 1943 года Николай Прищеп был мобилизован в местный партизанский отряд. Там он выдержал лишь две недели, а затем дезертировал и, скрываясь от партизан, сбежал в д. Острогляды Брагинского района, где находился до прихода частей Советской Армии.

Допрошенный по существу обвинения, Прищеп признал себя виновным лишь в части инцидентов. Но факты дезертирства, обысков в домах мирных людей и карательных действиях против партизан упорно отрицал. Это его не спасло. Полицая изобличили свидетели тех событий.

Алеся ЯЧИЧЕНКО.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *