Что изменится в правилах поступления в вузы. Подробности совещания у Президента

Новости страны

Предыдущее совещание об образовании на уровне ­Президента прошло в конце августа.

Здесь логика последовательности событий очевидна. В начале года в Беларуси были значительно обновлены Кодекс об образовании и правила приема в вузы и ссузы. В течение лета прошла первая вступительная кампания по скорректированным условиям. Появились новые наблюдения и замечания. Поэтому Глава государства распорядился еще раз системно вернуться к теме поступления, чтобы принять окончательные, выверенные решения. Главное же требование Александра ­Лукашенко к правилам приема неизменно:

— Они должны обеспечить справедливое отношение и создать равные возможности для получения образования в высших учебных заведениях для всех поступающих.

Заслуга, а не лотерея

Можно сказать, что с августа и по настоящее время продлился период настоящего мозгового штурма. Пожелания об организации вступительного процесса изучались на всех уровнях: от учащихся до ректоров. При таком широком подходе можно уверенно говорить о том, что решения теперь принимаются оптимальные. Глава государства подчеркивает:

— Вступительная кампания в вузы не должна быть лотереей или удачным стечением обстоятельств для отдельных абитуриентов.

Впрочем, и действующая ныне модель, и та, что была чуть раньше, выстраивались в первую очередь именно на критерии справедливости. Пожалуй, это одна из первых сфер, за которую Александр ­Лукашенко взялся основательно еще на заре своего президентства. Советское наследие здесь, увы, совершенно никуда не годилось. При общем высоком качестве образования доступ к нему был отнюдь не равным для всех. Студентами становились и по блату, и за взятки, и в силу родственных связей…

Видеть каждого

Если рассказать об этом нынешним студентам, наверное, и не поверят. Все эти перекосы давно канули в историю. Но совершенству предела нет, и если появляется мысль, что можно что‑то сделать лучше, надо делать именно так. ­Президент еще раз вернул участников совещания к содержанию августовского разговора:

— Тогда в ходе обсуждений мной была поставлена Администрации ­Президента и Министерству образования одна конкретная задача. Дополнительно проработать изложенные в обновленных Кодексе об образовании и правилах приема подходы к организации итоговой аттестации за курс средней школы и проведению вступительной кампании в вузы.

По словам Главы государства, последовавшая пауза нужна была для того, чтобы еще раз все серьезно обдумать:

— Правильно ли поступаем? Отвечают ли наши подходы и в какой мере моему ключевому требованию — увидеть каждого абитуриента?

Мозговой штурм

Справедливость и равные возможности даже не обсуждаются. Это данность, которая должна быть в наличии всенепременно. Таков однозначный и категоричный запрос общества. ­Президент отметил, что осведомлен о проведенных Министерством образования и параллельно Администрацией ­Президента общественных обсуждениях, опросах педагогов, родителей, всех заинтересованных. Его интересуют выводы:

— Очень важно, чтобы этот опрос — его результаты — не подгонялись под ваше мнение. Словом, как мне докладывают, работа была масштабная. Поэтому хотелось бы услышать о готовности системы образования, местных органов власти, вузов к предполагаемым нововведениям. Все ли сделано, чтобы запустить новый механизм, как предусматривает министр (образования. — Прим. ред.), с 2023 года? И есть ли вообще какие‑то проблемы в связи с этим?

У Главы Администрации ­Президента Игоря Сергеенко Александр ­Лукашенко поинтересовался:

— Насколько оптимальны эти подходы в текущий момент? Какие дают преимущества для системы образования и страны в будущем? Не несут ли они потенциальных проблем? Вы должны были проанализировать все риски и преимущества новых правил с учетом общественного мнения.

Времени больше нет

Глава государства еще раз заострил внимание присутствовавших на том, что поднятые вопросы непосредственно касаются наших людей:

— Мы не должны своими решениями никого потерять и, не дай бог, кого‑то оттолкнуть.  

Наша задача как государства — обеспечить, подчеркну, нашей молодежи наиболее широкие возможности для профессионального становления и развития в нашей стране.

О тех, кто ищет сиротского хлеба за границей, мы сегодня говорить не будем.

Очевидно, что для общества тема доступа к высшему образованию является одной из наиболее чувствительных. Поэтому прозвучал призыв к откровенному разговору. ­Президент предложил всем высказываться, если у них есть какие‑то сомнения в принимаемых решениях или они видят потенциальные проблемы. Глава государства указал:

— Времени у нас вообще нет. Времени не осталось. Здесь и сейчас нам нужно сформулировать механизм работы сферы образования на перспективу.  

Постоянные реформирования и совершенствования после сегодняшнего обсуждения должны быть прекращены!

Кроме учебников, которые вы будете совершенствовать, реформировать, новые писать, старые модернизировать. Вообще, это уже возмущает наших людей (частые изменения в сфере образования. — Прим. ред.). И менять правила игры постоянно нельзя. Давайте наконец поставим точку в этом затянувшемся разговоре и начнем кропотливую работу.

Три задачи для министра

Суть и смысл основных новаций вступительной кампании в своем докладе раскрыл министр образования Андрей Иванец. Он особо обратил внимание на тот факт, что изменения готовились, что называется, всей страной. Помимо специалистов, к общественному обсуждению привлекались и родители, и сами учащиеся. Ведь тема образования так или иначе затрагивает едва ли не каждую семью.

При совершенствовании правил приема в вузы решалось несколько задач, поставленных ­Президентом: увидеть абитуриента, не потерять одаренную, талантливую молодежь и прекратить беготню между вузами.

Итак, первое и, пожалуй, главное новшество. Уже в этом учебном году после окончания 11 классов выпускникам предстоит сдавать два централизованных экзамена. Один обязательный — по русскому или белорусскому языку, второй — на выбор из числа предметов, по которым сегодня предусмотрено ЦТ.

Принципиальное отличие централизованного экзамена от обычного выпускного в том, что все задания являются универсальными и разрабатываются Республиканским институтом контроля знаний. Он же будет заниматься и проверкой работ.

По этому поводу Андрей Иванец проинформировал, что Министерство образования провело выборочные централизованные экзамены в ряде регионов:

— В них приняло участие 2,5 тысячи учащихся. Около 30 процентов выбрали математику, 15 — 16 процентов — английский язык и биологию, 10 — 11 процентов — историю Беларуси и обществоведение. Это еще раз подтверждает необходимость предоставления возможности выбора учащимися того предмета, который они хотят сдавать за курс школы.  

Введение единого централизованного экзамена — это достаточно серьезное изменение. Все участники образовательного процесса отметили: система образования готова к проведению централизованного экзамена уже в этом учебном году.

Предметный разговор

Для тех ребят, которые будут поступать в университеты, предлагается сдавать дополнительный экзамен в виде централизованного тестирования.

Вот что отметил министр:

— Здесь мы видим решение принципиальной задачи прекратить беготню между вузами. Если ранее сдавали четыре централизованных тестирования и, условно говоря, молодой человек мог выбрать специальность от лирика до физика, то когда оставляем формат сдачи двух централизованных экзаменов и одного централизованного тестирования, мы четко уверены, что абитуриент выберет то направление, с которым хочет связать свою жизнь.

Таким образом, зачисление в университеты предлагается производить по результатам двух централизованных экзаменов, одного дополнительного экзамена в виде централизованного тестирования и среднего балла аттестата.

­Президент не стал отвергать высказанные предложения. Но он не был бы самим собой, если бы не подвергал все сомнению. Именно так и поступает дальновидный политик, расчетливый стратег, для которого важно услышать и оценить абсолютно все мнения, чтобы понять, что это даст системе образования, обществу, стране в целом. Александр ­Лукашенко потом так и скажет:

— Я пытаюсь в целом, как опытный человек, оценить всю эту кухню. Как это будет воспринято родителями, учениками. Правильно ли мы сделаем, что не встряхнем детей, как нас когда‑то, по всем предметам, а не то что по двум.

Плюс средний балл

Именно формат сдачи централизованного экзамена в школах и стал одним из первых пунктов дискуссии.

— Введение централизованного экзамена — это не только возможность проведения итоговой аттестации выпускника, но и получение объективного среза реальных знаний всех учащихся. Это мощнейший стимул для повышения качества образования в школах, — подчеркнул Андрей Иванец.

Однако Глава государства мыслит критически и тем самым задает тон дискуссии:

— Абсолютно объективный срез преподавания в школе вы не будете иметь. Простой пример приведу: я выбираю предмет, который лучше всего знаю. А остальные предметы? Да, какой‑то уровень будет. Мы школу подстегнем. Но в целом мы его знать не будем.

Как пояснили во время совещания, общий уровень знаний выпускников можно будет оценить по среднему баллу аттестата. Этот важный показатель также будет учитываться при поступлении.

Поиск оптимальной модели

Еще одно предложение Минобразования — сдавать централизованный экзамен не в школе, а в специально определенных пунктах, на базе университетов и колледжей. А поскольку не в каждом населенном пункте они есть, часть школьников придется подвозить на экзамен в другие районы или города. И снова вопрос от ­Президента:

— Вы уверены, что мы правильно поступаем, вынося экзамены за пределы школы? Я не готов сказать: хорошо, что ребята из Кричева, сдающие школьные экзамены, поедут в Могилев. Это как‑то странно. Неужели мы в районном центре не можем собрать выпускников и провести экзамен? Кому мы там не доверяем?

По информации Министерства образования, в стране определено 93 пункта для сдачи централизованного экзамена. Некоторые из них будут действовать как межрайонные.

— Учитывая, что сегодня у нас около 60 тысяч школьников находятся на подвозе в сельской местности, выезд на централизованный экзамен дополнительного стресса не создаст, — убежден Андрей Иванец.

— Вы правы в своих рассуждениях. Но в целом это неубедительно, — парировал Александр ­Лукашенко. — Это должна быть идеологическая кампания. Почему мы ее должны из Дрибина забрать в Горки, к примеру? Что плохого в том, что вы наконец‑то повылазите из кабинетов и побудете на этом экзамене? Что за проблема проконтролировать? Вы уже надуманно с таким недоверием к этому относитесь.  

Надо нам серьезно подумать и не сеять, грубо говоря, вражду между людьми. Надо отойти от этой надуманности и быть ближе к земле.

Подумайте. Я считаю, что экзамены мы должны проводить в районном центре максимум, не выше. Но тащить их выше, где будет колледж и университет, может, не следует.

Первый опыт

О механизме проведения экзамена рассказала первый заместитель начальника главного управления по образованию Витебского облисполкома Елена Богданович. Осенью на базе Городокского аграрно‑технического колледжа как раз был проведен пробный экзамен по предмету на выбор. Туда привезли также учащихся из Шумилинского района. Самыми популярными предметами стали биология, математика и английский язык. Специалист объяснила:

— Ребята по пропускам, паспортам проходят на пункт централизованного экзамена, смотрят свой предмет на стенде и номер аудитории — это тоже случайный выбор. Аудиторию выбирает машина. Выпускник проходит в аудиторию, там работают три педагога. Если это, например, математика, то там будут работать педагоги‑гуманитарии. Задача педагога в аудитории — провести инструктаж с ребятами, рассказать, как заполнять бланки ответов. Два других ответственных проверяют по паспортам, те ли дети пришли. Идет жеребьевка мест. Затем оргкомиссия разносит пакеты заданий, и в течение отведенного времени ребята работают. Сдали работу — мы все это в конверты упаковали и сдали оргкомиссии.

Оцениваются работы учащихся уже в Республиканском институте контроля знаний. Бланки ответов, как и после централизованного тестирования, проверяет компьютер. Затем полученная отметка с учетом годовой выставляется в аттестат выпускника.

С олимпийским спокойствием

Увидеть абитуриента, по словам министра, позволяют сдача внутреннего экзамена и собеседование. Отсюда и предложение ввести по профильному предмету внутренний экзамен в устной форме для выпускников, которые идут в вузы по целевому набору.

— Таким образом мы сможем увидеть будущих медиков, педагогов, специалистов, которые будут уходить в сельское хозяйство, — пояснил Андрей Иванец.

Задача не потерять одаренную, талантливую молодежь решается в числе прочего за счет расширения хорошо зарекомендовавшей себя практики принимать в вуз без вступительных экзаменов победителей республиканских и международных олимпиад.

— В этом году предлагается проведение университетских олимпиад в региональных вузах (их победители получат право на зачисление без испытаний. — Прим. ред.). Это позволит закрепить и оставить талантливую молодежь в регионах, подготовить соответствующие кадры, — уверен Андрей Иванец.

Важной новацией вступительной кампании станет также дополнение перечня документов для поступления характеристикой из школы (колледжа).

— Эта характеристика будет отражать не только и не столько успеваемость, сколько личностные качества абитуриента, участие в работе общественных объединений, акциях патриотической направленности. Это будет мотивировать как самих учащихся, так и преподавателей, — уверен министр образования.

По итогам дискуссии ­Президент поручил еще раз взвесить все за и против, обдуманно подойти к новациям и оформить все предложения в нормативный правовой акт. Причем это должен быть максимально простой, понятный для всего общества, написанный доступным языком и без всяких отсылочных норм документ.

Если же по ходу дела вдруг у кого‑то возникнут новые предложения или замечания, Глава государства потребовал обязательно проинформировать его.

Об основных новациях вступительной кампании в 2023 году

1. Право поступать в учреждения высшего образования без испытаний предоставлено:

♦ победителям (дипломы I, II, III степени) университетских олимпиад;

♦ лицам, получившим среднее специальное образование по педагогическим специальностям при поступлении в заочной форме на специальности соответствующего профиля (направления) образования;

♦ лицам, успешно освоившим содержание образовательной программы дополнительного образования одаренных детей и молодежи в учреждении образования «Национальный детский технопарк», при наличии рекомендации наблюдательного совета;

♦ лицам, успешно освоившим содержание образовательной программы объединения по интересам «Школа управления (общественно‑гуманитарный профиль)», реализуемой Академией управления при ­Президенте, при поступлении в академию.

2. Право зачисления вне конкурса предоставлено:

участникам заключительного этапа республиканской олимпиады по учебным предметам, награжденным похвальным отзывом, при поступлении на наиболее востребованные экономикой специальности.

3. Преимущественное право на зачисление предоставлено:

♦ инвалидам I или II группы, детям‑инвалидам в возрасте до 18 лет;

♦ имеющим льготы в соответствии с Законом «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий»;

♦ не прошедшим по конкурсу на места для получения образования по специальностям направления образования «Сельское хозяйство» на условиях целевой подготовки и участвующим в общем конкурсе по указанным специальностям.

4. Особый порядок приема на целевую подготовку, предусматривающий сдачу внутреннего вступительного испытания в вузе по первому профильному предмету, предоставление рекомендации.

5. Предоставление сертификатов централизованного экзамена для поступления в вуз.

6. Особый порядок приема в Академию управления при ­Президенте,  предусматривающий наличие рекомендации, прохождение профессионально‑психологического собеседования.

7. Зачисление сверх плана приема лиц, поступающих для получения второго и последующего высшего образования на платной основе.

8. Наличие не менее чем 10‑месячного стажа работы при поступлении на заочную форму получения образования на условиях бюджетного финансирования.

Предложения по совершенствованию правил приема в учреждения высшего образования

1. Дополнение перечня документов для поступления характеристикой из школы (колледжа), места работы.

2. Предоставление возможности выпускникам учреждений общего среднего образования сдавать централизованное тестирование только по одному профильному предмету (действующей редакцией правил приема в учреждения высшего образования определена возможность сдачи ЦТ дополнительно по трем учебным предметам).

3. Право зачисления в УВО без вступительных испытаний предоставлено:

♦ выпускникам лицея Белорусского государственного университета в БГУ;

♦ победителям международных и республиканских олимпиад на специальности без привязки к конкретному профильному предмету; абитуриентам, сдавшим единый государственный экзамен в Российской Федерации и поступающим на платную форму (действующей редакцией Правил приема в учреждения высшего образования определена возможность льготного поступления только на востребованные экономикой специальности).

4. Право зачисления вне конкурса предоставлено: воспитанникам военно‑патриотических клубов при поступлении в вузы, находящиеся в подчинении Министерства обороны, Министерства внутренних дел, Министерства по чрезвычайным ситуациям, Государственного пограничного комитета и на военные факультеты.

5. Разграничение уровня льгот, предоставляемых победителям олимпиады по учебным предметам: победа на областном этапе будет давать право зачисления без экзаменов в областные вузы, на республиканском — во все вузы.

sb.by



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *