Без срока давности: грехи неискуплённые

Без срока давности Год мира и созидания

 К Международному дню памяти жертв Холокоста.

27 января 1945 года в концентрационном лагере Освенцим содержали 7000 узников. Оставалось совсем немного времени, прежде чем ворота этого адского места откроются, освобождая оставшихся в живых.

Через 60 лет эта дата войдёт в историю как Международный день памяти жертв Холокоста.

Сегодня подвиг советских солдат, которые освободили узников самого страшного концлагеря Второй Мировой войны, почтили и на Хойникщине. Место для этого выбрали символическое – камень-мемориал на месте расстрела мирных граждан во время Великой Отечественной войны. Митинг «Не подлежит забвенью» собрал хойничан из числа руководства района, трудовых коллективов и школьников. Это ещё одно напоминание об уроках Холокоста – этого беспрецедентного проявления зла, которое нельзя просто оставить в прошлом и предать забвению.

Сколько таких мест на Хойникщине, где уничтожали наших земляков, хранят память о трагическом прошлом!

Благодаря архивным данным, предоставленным прокурором района Андреем Судомом, мы можем узнать о преступных злодеяниях пособников фашистского режима на нашей земле.

В апреле 1946 года к уголовной ответственности за сотрудничество с фашистами был привлечён уроженец Хойникского района Сергей Скиданенко.

Биография полицая банально копирует другие такие же истории жизни тех, кто выбрал служить врагам.

В 1941 году, в самом начале Великой Отечественной войны, Сергея Савича призвали служить в ряды Красной армии. В ноябре того же 41-го он попал в немецкое окружение в Брянской области. Выйти оттуда удалось лишь в декабре. Скиданенко сразу вернулся к жене и двоим детям в родную деревню Оревичи, которая к тому моменту уже была оккупирована фашистами.

Спустя год Сергей Скиданенко пошёл на службу в Оревичскую волостную полицию, где трудился до апреля 1943 года.

Вместе с другими полицейскими и немецкими солдатами отряда «СС» этот местный житель активно участвовал в арестах, расстрелах и сожжении своих земляков. В частности, 22 жителей деревни Красноселье. Имущество убитых полицаи разграбили. В обязанности Скиданенко входила и охрана немецких объектов от нападения на них партизан.

На суде свою вину мужчина признал. Да и как не признать: против него говорили свидетели. Однако в своё оправдание уроженец Оревичей указал следующее: «Вину свою признаю полностью. Но прошу суд учесть тот факт, что в ноябре 1943 года, после освобождения Хойникского района от немецко-фашистских захватчиков, был вновь призван в ряды Красной армии. Участвовал в боях, имею ранение. Отмечен наградами».

Такое покаяние не оказало на суд ожидаемого эффекта, меру пресечения Скиданенко оставили прежней: 10 лет лишения свободы в исправительно-трудовом лагере с конфискацией имущества. Дальнейшая его судьба неизвестна, но неискуплённые даже собственными ранениями грехи нужно помнить нам, живым хранителям истории, чтобы не позволить повториться трагедии.

Алеся ЯЧИЧЕНКО.

Фото из архива прокуратуры Хойникского района.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *