Доступно о важном. Сенатор Алексей Неверов рассказал о роли Всебелорусского народного собрания в консолидации общества и государства

Новости страны

Законы «О Всебелорусском народном собрании» и «Об основах гражданского общества», подписанные Президентом Александром Лукашенко 7 и 14 февраля соответственно, призваны сплотить и стабилизировать наше общество. Как они будут работать?

Подробнее об этих судьбоносных документах корреспонденту gp.by рассказал сенатор, член Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по законодательству и государственному строительству, генеральный директор госучреждения «Гомельоблпром» Алексей Неверов.

Алексей Неверов: «ВНС – уникальная структура в рамках международного права, при этом у собрания есть четкий исторический прообраз – народное вече»

– Алексей Николаевич, в чем уникальность закона о ВНС? Это действительно ноу-хау в истории права?

– Без всякого сомнения, закон о ВНС – наш уникальный национальный правовой опыт. Работать над этим законопроектом было интересно и одновременно сложно, поскольку аналогов правового регулирования порядка формирования и деятельности такого органа народовластия в международной практике попросту нет. Однако я не стал бы торопиться называть закон ноу-хау. Все же ВНС имеет достаточно четкий прообраз из прошлого – народное вече.

Закон о ВНС стал закономерным итогом длительного нормотворческого процесса. Можно сказать, мы шли к этому документу сквозь века, он прошел серьезную «обкатку» историей. В феврале 2022 года в Конституцию нашей страны были внесены соответствующие изменения – путем народного референдума. 30 января 2023-го законопроект о Всебелорусском народном собрании одобрен Советом Республики, 7 февраля закон подписал Президент Республики Беларусь.

– Что конкретно в нем прописано?

– В законе детально регламентируется деятельность уникального органа народовластия, каким является ВНС. Прописан механизм его формирования: он направлен на то, чтобы гарантировать высокие авторитет, профессионализм, компетентность и ответственность делегатов ВНС, стало быть, высокую эффективность их работы. Законом утвержден принцип представительства делегатов от всех ветвей власти, местных Советов депутатов и, что немаловажно, от гражданского общества. Это действительно паритетный принцип, он позволит учесть интересы всех слоев населения. Также это подчеркивает легитимность собрания, обеспечивает признание обществом принятых на нем решений.

Структура органа довольно компактна: председатель, президиум, само собрание. Их функции и полномочия четко прописаны.

Закон также определяет порядок реализации конкретных конститу­цион­-ных полномочий ВНС, в том числе рассмотрение судьбоносных для страны решений. Это, например, введение чрезвычайного положения или проведение республиканских референдумов.

– Кто может стать делегатом ВНС?

– Граждане будут избираться высшими органами субъектов гражданского общества, то есть среди членов различных организаций, общественных объединений и партий, частных структур, социальных групп. Будет обеспечено представительство от каждой области и Минска. Принцип избрания простой – равное количество делегатов от каждого субъекта гражданского общества. В этом и состоит элемент народной демократии – не на бумаге, а на деле, когда различные организации смогут напрямую выдвигать своих представителей в высший представительный орган, принимающий государственные решения.

– Я так понимаю, Законы «О ВНС» и «Об основах гражданского общества» тесно связаны?

– Закон «Об основах гражданского общества» ставит целью определить, какие организации, общества, группы, структуры будут считаться субъектами гражданского права. В целом же он разработан для правового регулирования сферы взаимодействия государственных органов и гражданского общества. Актуальность закона в это непростое время бесспорна, он направлен, кроме прочего, на консолидацию усилий личности, общества и государства по реализации национальных интересов Беларуси.

Согласно справке Национального правового интернет-портала Республики Беларусь, принятый закон о ВНС закрепляет правовой статус собрания как высшего представительного органа народо­властия. К делегатам ВНС отнесены глава государства, Президент, прекративший исполнение своих полномочий, представители законодательной, исполнительной и судебной власти (440 человек), местных Советов депутатов (не более 350), а также гражданского общества (не более 400).

Собрание не вправе подменять иные государственные органы, выполнять их функции, вмешиваться в их деятельность.

Компетенция ВНС определена в соответствии с Конституцией, в том числе предусмотрены полномочия на принятие решений:

– об утверждении наиболее важных для страны документов (основных направлений внутренней и внешней политики, военной доктрины, концепции национальной безопасности, программы социально-экономического раз­вития);
– о внесении Президенту предложения о проведении республиканского референдума;
– о легитимности выборов Президента, депутатов Палаты представителей и членов Совета Рес­публики;
– о смещении с должности Президента в случае грубого нарушения им Конституции либо совершения тяжкого преступления;
– об избрании судей Конституционного Суда и Верховного Суда, членов ЦИК, освобождении их от должности;
– об установлении праздников, праздничных дней и памятных дат;
– о введении чрезвычайного или военного положения;
– о возможности направления военнослужащих за пределы страны для участия в деятельности по поддержанию международного мира и безопасности.

Решения ВНС принимаются большинством от полного состава, являются обязательными для исполнения и могут отменять правовые акты, иные решения госорганов, противоречащие интересам национальной безопасности.

Заседания ВНС проводятся не реже одного раза в год. Заседания Президиума ВНС – не реже одного раза в 6 месяцев.

Источник: gp.by



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *