Мы навек одна семья — тульговцы

Пад знакам Чарнобыля

chernobl_reaktorВспоминаю то майское утро 1986 года, когда раздался междугородный звонок в нашей московской квартире из города Хойники. Голос снохи был встревожен, всегда скупая на разговоры, она поведала об аварии на Чернобыльской АЭС. Помню отчётливо основной вывод из всего сказанного: «Пожила бы ещё лет пять, а тут радиация»…

В Москве мы проживаем втроём своими семьями, у меня здесь ещё две сестры. После окончания средней школы в деревне Тульговичи мы обосновались в столице СССР, а родители остались на Хойникщине. Там у них гостили летом наши дети.
На общем совете решили незамедлительно детей вывезти из Тульговичей. Общего отселения из города Хойники не было, как не было его и из моей родной деревни Тульговичи, находящейся в 40 километрах от Чернобыля.

Каково же было моё удивление, когда я позвонила в московскую больницу с вопросом об обследовании детишек из чернобыльской зоны, а мне ответили, что всё должно быть централизованно. Но после настойчивого разговора мы всё-таки попали на обследование в городскую клиническую больницу №15 г. Москвы. В больнице на реабилитации остался один ребёнок, который получил «дозу» в деревне Тульговичи. Остальных детей отпустили, и они прожили всё это лето у нас.
Хойники так и не выселяли. А вот спустя примерно года два после аварии стали выселять деревню Тульговичи.

Папа работал в деревне Тульговичи начальником на комплексе по переработке хвойной лапки под высокой температурой. Помню его сокрушения о том, как падали с насеста голуби (пернатые облюбовали высокие помещения КЗС) и тут же умирали.
Я пригласила родителей в марте 1987 года погостить у нас, чтобы увидели внука (у меня родился второй ребёнок). Папа приехал сильно заболевшим, ноги его не слушались, он мало передвигался. Мы отвезли родителей в медицинский центр на Варшавке, где папа пролежал около недели с диагнозом «рассеянный склероз», он умер в 1988 году в возрасте 58 лет. Старшая сестра с мамой переехали в Подмосковье, где мама прожила до 2003 года.

Мы каждый год на Радуницу ездим на могилы к родителям в деревню Тульговичи. Хоть и не радостный это день, но мы искренне радуемся встрече с односельчанами. Описанию не поддаются наши эмоции – тут и слёзы, и свет сердец, которые переполняет половодье чувств. Мы же навек одна семья – тульговцы.

Надежда ВАМУШ (Акуленко),
уроженка д. Тульговичи.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *