Подвластны любые секреты мастерства

Образование

И важно, и сложно, и нужно воспитание маленьких граждан большой страны. В каждом уголке Беларуси это ответственное дело педагоги системы дошкольного образования стремятся так воплощать, чтобы при сравнении качества образования, условий самореализации, развития индивидуальных способностей воспитанников в городах и сельских населённых пунктах можно было поставить знак равенства. Пример тому – республиканский семинар-практикум на тему “Психолого-педагогические условия развития личности ребёнка в дошкольных учреждениях агрогородков”.



Два дня Гомельщина принимала гостей. 21 мая участники знакомились с палитрой мастерства педагогов по обучению детей мини-туризму в агрогородке “Сырод” Калинковичского района. В агрогородке “Козенки” Мозырского района наблюдали за развитием творческих способностей дошкольников на основе ознакомления с народно-прикладным искусством региона, посетили музыкальную гостиную “Педагог – творческая личность!”

22 мая участников республиканского семинара радушно встретили коллеги в агрогородке “Глинище” Хойникского района. Повсюду на мележевской земле царит гуманная атмосфера социума, в котором растут и воспитываются дети.

И создаётся она гуманностью каждого из всех, кто составляет социум. “Социальный клей” единого образовательного пространства невидим, но очень прочен.

С крыльца школы в адрес приехавших летела приветственная песня в исполнении учеников школы и участников ансамбля народной песни “Глинищаночка”.

Подробно о создании условий для развития детей дошкольного возраста в учебно-педагогических комплексах “Детский сад-школа” Хойникского района рассказала начальник отдела образования райисполкома Л.Ф. Кулаковская.

Нашему району выпала честь поделиться интересными наработками. А ведь не секрет, что ценный опыт пришлось собирать по крупицам. После аварии на ЧАЭС многие опытные педагоги уехали, количество учреждений образования на Хойникщине сократилось в два с половиной раза. Но обстановка стабилизировалась, стали рождаться дети,  люди поверили, что здесь можно жить и работать. Как пчёлки трудились воспитатели-творцы, не оставляли без внимания ни один уголок. Всяческую помощь оказывала Руководитель с большой буквы А.В. Мельникова – главный инспектор  дошкольного образования Гомельской области. “Она не дремала и мы вместе с ней”, – подчеркнула в своём выступлении Л.Ф. Кулаковская.

Сеть учреждений в районе была дифференцирована. Созданы детский сад санаторного типа, центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, гимназия. С целью экономии средств ежегодно происходит реорганизация путём объединения в сельских населённых пунктах школы и детского сада. Но выгода здесь не только материальная. По словам директора Глинищанского государственного учебно-педагогического комплекса “Детский сад-средняя школа им. И.П. Мележа” Г.А. Васенович, сразу же, с момента поступления ребёнка в детский сад, к процессу воспитания присоединяются и учителя школы. Общешкольные мероприятия “Первый звонок”, “Праздник букваря”, “Прощание с начальной школой”, осенний и зимний бал проходят с участием дошкольников. Младшие не стесняются показать свои способности среди старших. Одним словом, живут одной большой и дружной семьёй. Поэтому проблема адаптации выпускников детского сада к условиям школы практически отсутствует.

Всего на Хойникщине пять таких учреждений образования. И существуют они не изолированно. Их деятельность тесно переплетается с деятельностью социальной инфраструктуры агрогородков. Так, в Глинищах в первую очередь это касается сельхозпредприятия, с которым поддерживаются взаимовыгодные отношения. Педагоги активно проводят работу с учащимися по профориентации на сельскохозяйственные профессии. Ведь именно им продолжать дело отцов и дедов по возделыванию земли, выращиванию скота на малой родине. КСУП имени Мележа в свою очередь постоянно содействует укреплению материально-технической базы школы-сада.

Сотрудничество с Алексичским сельским Советом предусматривает социальный патронаж – оказание помощи престарелым, одиноким, инвалидам. Создан и успешно действует волонтёрский отряд. Спектр социальных связей велик: больница сестринского ухода и амбулатория врача общей практики, две библиотеки – школьная и сельская, Дом культуры, Дом-музей И.П. Мележа, филиал Хойникской детской школы искусств – это немало для организации досуга как взрослых, так и детей.

Каждый здесь горд тем, что живёт на исторической родине знаменитого писателя, который в своих произведениях писал о родных местах и местных жителях. Интересно было послушать и увидеть на слайдах учебно-исследовательскую работу по изучению родовода И.П. Мележа, подготовленную девятиклассниками Анжелой Бондарчук и Иваном Кузьменко под руководством учителя истории О.А. Сидорка.

Воспитание, основанное на народной мудрости, богатых традициях земляков-полешуков, владеет самой огромной высокоморальной силой. Чтобы обеспечить передачу исторического и социального опыта на основе коллективного творчества многих поколений, в Глинищах создан мини-музей под открытым небом “Сядзіба глінішчанскага селяніна”, что способствует воспитанию трудолюбивых и добрых людей, способных продолжать жизнь на земле и сохранять традиции, самобытность своего народа. Посетив музей, участники семинара убедились, что первооснова здесь – культ труда и человеческого ума, умелых рук и понимание своего места в природе. Сила народной педагогики заложена в результативной деятельности близких и дорогих людей.

Дети разных возрастов в красивых народных костюмах изображали жизнь белорусской семьи. Мать хлопотала по хозяйству, отец косил, старшие дети няньчили младших, придумывали игры для них, пропалывали клубнику в огороде. Как говорится, за семь работ вместе взялись – все и удались. А затем на свежем воздухе потчевали гостей нехитрыми национальными угощениями: белоснежным салом, свежими куриными яйцами, молоком.

“Глинище”, “глина” – эти слова созвучны не только на слуху, но и на деле. Ключевым моментом посещения детского сада стал мастер-класс по привитию малышам чувства красоты, стремления к её поиску и созданию во время лепки из глины. В атмосфере безмятежности и всеобщего восхищения дети выдавливали маленькие посудинки из кусочков глины, придавали им нужную форму миски, гладышки, жбана, макотёра, кувшина. Кроме того, взрослые подивились изящностью уже готовых вылепленных и раскрашенных фигурок животных и людей. С пустыми руками их дети не отпустили, вручили свитки с информацией о полезных свойствах глины. И каждой хозяйке они очень пригодятся, ведь среди подарков хойничан есть и глиняный горшочек для приготовления еды.

Экскурсия по детскому саду с ярким и радостным названием “Вясёлка” привела всех в восторг. Условия здесь самые комфортные: уютные спальни, игровые помещения, спортзал, театральная комната, летние веранды, амфитеатр. Есть даже подарок от Президента А. Г. Лукашенко – пианино. Имеется всё необходимое для того, чтобы дети росли здоровыми, интеллектуально развитыми и обязательно счастливыми.

Подведение итогов двухдневной работы проходило за круглым столом, где участники обменялись опытом, поделились проблемами, наметили перспективы разностороннего развития личности ребёнка в дошкольных учреждениях агрогородков.

Дети – гости настоящего и хозяева будущего. И какой у них сегодня будет культура мышления, культура эмоций, культура отношений и общения, культура поведения, внешнего облика, речи – таким будет будущее общество белорусов в целом.

Педагоги системы дошкольного образования Хойникщины это понимают и, соединив духовность плюс душевность, дарят воспитанникам чудесный сплав ума и сердца, предоставляют им бездну возможностей разностороннего развития.

Восточная мудрость гласит: “Если ты думаешь на год вперёд – посади дерево, если ты думаешь на век вперёд – воспитай человека”. Они думают на век вперёд, чтобы гордиться своими выпускниками. И им подвластны в этом любые секреты педагогического мастерства.




ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ ПОДЕЛИЛИСЬ

Елена Владиславовна Паплавская, главный инспектор управления дошкольным образованием Министерства образования Республики Беларусь:

– Низкий поклон всем за работу! Слово “настоящие” ставлю впереди слов “хозяева” и “профессионалы”.

Хойники – вдохновили, озарили и доказали, что могут совершать чудеса возрождения. Калинковичи – иронично, ненавязчиво, человечно показали кто такой воспитатель. Мозырь – задорно, решительно, искусно окунули в мир детства.

Галина Михайловна Алесич, заведующий яслями-садом агрогородка “Козенки” Мозырского района:

– Пускай во всём, что совершаешь ты, проступит след душевной чистоты. Считаю, что и нам, и коллегам из Хойникского района удалось продемонстрировать это в работе с детьми.

Ирина Анатольевна Иванова, главный специалист управления образования Минского облисполкома:

– Два дня работы на Гомельщине покинули неизгладимые впечатления. Чувствуется, что все методические службы являются надёжными тылами для педагогов. Вместе вы грамотно, креативно претворяете в жизнь государственные задачи по воспитанию маленького Человека. Преклоняюсь. Непередаваемые впечатления остались после экскурсии, проведённой С.Ф. Липницкой в Доме-музее И.П. Мележа. После увиденной записи выступления писателя, будучи тяжело больным, перед земляками, приехавшими в Минск с концертом, от захлестнувших эмоций буквально разорвалась душа на куски.

Валентина Сергеевна Ховренкова, заведующий яслями-садом деревни Тимоново Климовичского района Могилёвской области:

– Увожу не одну изюминку,  а целую горсть изюма разных идей и наработок. Отметила для себя, как зрелищно, компетентно, ярко строится на Гомельщине работа на опережающее развитие детей.


Ирина ЛУКАШЕНКО.


 



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *