Галина Бондарь: «Атмосфера этого места пробирает до дрожи»

Главное

Это было «тяжёлое» по эмоциям интервью.

С мурашками по коже, со слезами на глазах, с паузами в разговоре из-за кома в горле, с переполняющими чувствами… Было очевидно, что место, о котором дальше пойдёт речь, запало моей собеседнице – председателю районного Совета депутатов Галине Бондарь – глубоко в душу. Понятно, что человека даже с самым сильным характером и внутренним стержнем эта тема не может оставить равнодушным.

Ола – особенное место. На этой земле никогда не затянутся раны, которым уже семьдесят шесть лет. Здесь остро ощущаешь, насколько хрупким может быть мир, насколько сильным может быть человеческий дух, насколько крепкой должна быть наша память, – начала делиться впечатлениями Галина Викторовна.

Она открыла галерею в своём телефоне и стала показывать фотографии, комментируя каждый снимок. И с каждой новой фотографией её голос начинал дрожать всё больше.

– Посмотрите. Вот мать сильно прижимает младенца к груди… А здесь маленькая девочка с испуганными глазами и простреленной игрушкой в руках… А это деревянный дом в сполохах пламени… Высеченные в камне сюжеты воссоздают трагедию деревни. Знаете, там очень сильная энергетика. В камне, бетоне и металле застыли боль и ужас стариков, последний крик детей и матерей… Пронзительная, щемящая атмосфера этого места пробирает до дрожи. Пожалуй, никакие снимки, никакие слова не смогут передать этого. Там нужно побывать, – рассказывает председатель районного Совета депутатов.

Напомню, что Ола – это деревня в Светлогорском районе. Её вы не найдёте на карте Беларуси. 76 лет назад январским днём здесь оборвалась жизнь невинных жителей. Здесь убили 950 детей, 508 женщин, 100 мужчин и 200 стариков. В память о жертвах появился мемориальный комплекс, торжественное открытие которого состоялось 21 июня этого года. Старая деревенская улица превратилась в тропу памяти.

– Я от всей души благодарю всех, кто принял участие в субботниках и сборе денежных средств на возведение этого мемориала. Отдельные слова благодарности моим землякам! Каждая копейка, каждый рубль – это вклад в очень важное дело. Это не только дань огромного уважения героическому прошлому. Это память, которая служит нашему будущему, вдохновляет нас, укрепляет наше единство. Раньше скромный памятник в Оле не соответствовал масштабам трагедии, которая произошла там. Я искренне рада и горда, что сообща нам удалось увековечить память о сожжённой деревне. Сегодня мы имеем возможность почувствовать мощь и трагизм этого мемориала, а спустя годы посещая его наши дети, внуки и правнуки смогут прочувствовать, что война – это в первую очередь человеческие жизни, – сказала Галина Викторовна.

Нацисты уничтожили в Оле 1758 человек! 14 января в 6 часов утра тысячный карательный отряд окружил деревню, всех согнали в сарай. По 25-30 человек выводили. А потом начинали их расстреливать, забрасывали гранатами, натравливали собак… После – заживо сожгли всех, кто пытался бежать. Дома превратились в пепел. Огонь погубил жителей 12 деревень. В самый разгар ожесточённых боёв люди бежали от бомб сюда, но спрятаться от смерти им не удалось…

После повисшей в воздухе непродолжительной паузы (когда эмоции переполняют, нужно перевести дух), мы продолжили смотреть фотографии.

– Смотрите, арки – это фантомы, тени исчезнувших домов. Их 34 – по количеству домов в погибшей деревне, их ломаная форма символизирует сломанные судьбы, – продолжает рассказ Галина Викторовна. – Они вызывали во мне целую россыпь самых противоречивых чувств. Видя всё это, я думала о том, что за каждой этой калиткой стоит чья-то боль и чья-то покалеченная судьба. Честно говоря, от подобных мыслей становилось не по себе.

К слову, Галина Бондарь вместе со своими коллегами, по инициативе председателя Гомельского областного Совета депутатов Екатерины Зенкевич, посетили мемориальный комплекс «Ола» накануне Дня Независимости Республики Беларусь. Они почтили память жертв фашизма, возложили цветы и зажгли лампадки. После поездки прошла неделя, а мысли, эмоции и чувства по-прежнему переполняют Галину Викторовну. Как-то иначе сейчас всё воспринимается и думается. И уже на следующий понедельник она запланировала поездку делегации нашего района в Олу, «загорелась» идеей свозить туда председателей сельисполкомов, депутатов районного Совета депутатов и членов молодёжного парламента.

Когда я спросила про историю, которая впечатлила больше всего в Оле, Галина Викторовна поведала эту:

– Экскурсовод рассказала нам страшные воспоминания свидетеля тех событий Тараса Колеснева. Как от группы отделилась женщина. Автоматчик шёл за ней. Она обратилась к нему с просьбой позволить сгореть ей в своём доме. Под дружный хохот фашистов женщина повернулась и твёрдым шагом пошла к своему горящему дому. За ней бежал фашист с большим баллоном за спиной. На ходу опрыскивал её бензином. Но на пороге дома женщина вспыхнула факелом и скрылась за дверями…

На глазах Галины Викторовны навернулись слёзы, и я поняла, что нужно тему чуть повернуть в другую сторону. Начала расспрашивать о её поездках по району и беседах с хойничанами старшего возраста.

– Знаете, разговоры на скамейках около дома с жителями старшего возраста самые душевные и такие мудрые. Нашим предкам пришлось пережить многое ради мирной, спокойной, счастливой жизни. Нам важно осознавать, какую цену наши деды и прадеды заплатили за Победу в Великой Отечественной войне. Люблю слушать истории пожилых хойничан, хотя даже сложно представить то, что им довелось пережить. Они действительно умеют ценить жизнь и ценить мир! – говорит Галина Викторовна.

Возвращаемся к мемориальному комплексу «Ола». Это поистине народный проект памяти и патриотического духа. Композиционно комплекс – это три блока: входная группа, пешеходный маршрут и мемориальная зона. Посетителей встречает обелиск с картой Гомельской области, на которой отмечены все сожжённые деревни региона, в том числе Зелёный Гай, Тульговичи, Уласы, Масаны, Вить, Алексичи, Глинище, Красномайск, Перевесье, Антоново нашего района. Пешеходный маршрут составляет почти триста метров. На месте домов – 34 стилизованных ворот подворий и обелиски с силуэтами людей. В мемориальной зоне расположилась колокольня: количество колоколов – по числу деревень, жители которых погибли в Оле. Здесь же – стелла с набатным колоколом, а также площадка с импровизированными скамьями для уроков памяти под открытым небом.

К слову, в мемориальной зоне высажены яблони сорта Ола. Символично, что у них красноватый ствол, красные плоды и лепестки цветут розовым оттенком.

– Только подумайте: это был 1944 год. Хойникщину уже освободили, а совсем рядом, чуть больше чем в ста километрах творился такой ужас! После двух с половиной лет оккупации люди не дожили до освобождения всего 13 дней. 27 января 1944-го советские войска прогнали оккупантов, – говорит Галина Викторовна и добавляет, – там такая тишина. Даже слова никто не может произнести. Слышны только шум деревьев и пение птиц. Это тоже создаёт определенную атмосферу. Замечательно, что в нашей стране сохраняется Память!

Беседовала Наталия РЕВЯКО.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *