Любимую родину не оставил

Наши проекты

Просто не тянуло на чужбину

В нашем районе сложно встретить человека старше 60 лет, который бы не был ликвидатором последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Каждый из них, кто остался в районе после эвакуации, по-своему вносил вклад в поддержание жизни Хойникщины.

Недавно я познакомилась с человеком, который ежегодно в числе других горожан посещает в апреле митинг-реквием у памятника Скорби. Хойничанин Леонид Трофимов привычно вчитывается в названия уже не существующих деревень.

Вот родные Кожушки, где он родился и рос. Во всех остальных мужчине довелось побывать, когда жителей там не осталось.

После восьмилетки в родных Кожушках Леонид отучился в третьей городской школе, чтобы получить аттестат зрелости. Потом мечта повела его в Вильнюское высшее инженерное военное училище радиоэлектроники ПВО. После выпуска отправился служить в армию, где и применил полученные знания. Кстати, проходить военную службу направили не так далеко от дома – в Черниговскую область.

Демобилизованный старший лейтенант запаса вернулся в родную деревню, где вскоре завёл семью. Работать молодой мужчина стал в колхозе имени ХХ съезда КПСС, дослужившись до заведующего мастерских. Но семейные перепетии заставили мужчину сменить место прописки. Вместе с супругой Ниной Лукиничной и детьми они переехали в райцентр. С тех пор единственным местом работы Леонида Павловича стал завод гидроаппаратуры.

Но несколько лет подряд по осени он менял сферу деятельности. После техногенной аварии Леонид Павлович во время сезонной уборки урожая выполнял функции учётчика на полях почти всех выселенных деревень. Тогда все заводчане, кто не был «привязан» к станку, брали на себя подобные обязательства. Ещё несколько лет подряд там выращивали различные культуры, чтобы учёные могли выяснить, как накапливают радионуклиды растения.

Леонид Павлович вспоминает, как в ветреный день на поле начинала болеть голова и сушило от жажды в горле. А дома эти симптомы пропадали. Лишь годы спустя, обращаясь к врачам, он осознал, что так воздействовала на организм радиация. Каково же, рассуждает теперь мужчина, приходилось механизаторам, которые в такой пыли проводили сутки напролёт?!

Такая ликвидаторская деятельность Леонида Павловича позволяла ему позже переехать в так называемую чистую зону. Его вербовали на предприятие в Старые Дороги, куда уехало много хойничан как раз после Чернобыльской аварии. Инженеру Трофимову обещали высокую зарплату и в скором времени собственный кирпичный дом вместо здешней квартиры. Но Леонид Павлович не смог покинуть Хойникщину – просто не тянуло его на чужбину и всё тут.

Спустя годы об этом решении он ничуть не жалеет. Даже уверен, что продлил себе этим жизнь.

До самой пенсии Леонид Павлович проработал на заводе гидроаппаратуры и, если бы не подвело здоровье, трудился бы там и дальше. Эту его преданность предприятию по сей день ценят бывшие коллеги и руководство, чествуют пенсионера по случаю юбилейных дат завода.

Свои же заслуги во время ликвидации последствий Чернобыльской аварии хойничанин не переоценивает. Говорит, что там героями были другие – те, кто выполнял опасную для жизни работу пожарных, непосредственных ликвидаторов самой аварии. А он лишь честно выполнял поставленную задачу.

И таких скромных хойничан, которые в первые месяцы после случившейся трагедии не оставили малую родину, я знаю много. Поэтому пользуюсь случаем, чтобы сказать – спасибо вам, дорогие земляки, за преданность Хойникщине! И вам, Леонид Павлович!

Алеся ЯЧИЧЕНКО.

Фото автора.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *