Храм, который построишь сам


Старшеклассницы школ рыдают на последних звонках, ещё долгие годы взрослые люди с радостью встречаются в дни выпускников и дарят бывшим учителям цветы. Почему? Ответы на эти вопросы каждый находит в глубинах своей памяти, начиная с далёкого детства.  И ещё подумалось: наверное, Людмилу Михайловну Чернякову, классного руководителя  6 “В” класса Хойникской государственной гимназии, нынешние воспитанники, все как один, будут всегда встречать, вспоминать не просто с любовью, с благоговением. Ведь кроме того что она учит их понимать таинственный мир музыки, способный зажечь сердца или радостью, или тихой грустью, учительница по субботам с половины одиннадцатого ведёт полуторачасовой факультатив православной культуры.

Конечно же, общеобразовательные предметы дают знания, но не все они воспитывают душу ребёнка. И когда на уровне Министерства образования по согласованию с Белорусской Православной Церковью стало возможным хотя бы на факультативном уровне приобщать подрастающее поколение к христианским ценностям, настал звёздный час тех педагогов, которые после соответствующей подготовки на курсах с энтузиазмом взялись за это благородное дело. Главное ведь в человеке – его душа. А православие – то вечно зелёное древо, которое, несмотря на то что вытравливали почву возле его корней и рубили воинствующим атеизмом крону, выстояло тысячелетия. И только оно  удерживает высоту высочайшей нравственности.

Когда на родительском собрании Людмила Михайловна предложила папам и мамам своих учеников введение факультатива, согласились все. С интересом восприняли это и ученики. И сегодня её воспитанники по-другому смотрят на мир. С ними можно рассуждать о предназначении человека на Земле, жизни и смерти, что такое счастье, о смысле жизни, как подготовке к жизни вечной. Кто-то скажет:  это ерунда – жизнь вечная. Но разве честно отрицать то, чего не знаешь? И разве есть такое право оставлять в неведении детский ум от вечных вопросов? Возможно, не все найдут дорогу к Храму, построят его в своей душе, остановятся на полдороге, но и не упрекнут потом в умалчивании.

Добрые семена, упав на благодатную почву, всегда дают хорошие всходы. Хорошие родители были у хойникской девочки Люды. Отец работал на аэродроме (в те годы “кукурузники” ещё доставляли пассажиров в областной центр и обратно), мама много лет посвятила районной санитарно-эпидемиологической службе. Но разве в то время не считалось стыдным перекреститься, носить крестик, разве не организовывались в первый день Пасхи субботники?.. Да и церкви в Хойниках не было.

Родители старались, чтобы дети получили образование. Старшая дочь окончила  сельскохозяйственную академию, младшая – Белорусский аграрно-технологический университет, а средняя Людмила поступила в Гомельское музыкально-педагогическое училище.  И радовалась, что у неё будет любимая работа, ведь нелюбимая – это мука: физическая и духовная.

После окончания училища в 1977 году по распределению ехали выпускники  Черняковы – Владимир Матвеевич и Людмила Михайловна – мужем и женой в Жлобин преподавателями  музыки…

Великий философ Иван Ильин сказал, что настоящая благодарность – это радость и любовь. И такая благодарность навсегда осталась в сердце Людмилы Михайловны к своим свёкру и свекрови. Родители мужа были людьми глубоко верующими, а дедушка за веру репрессирован. Рассказы о нём, чтение православной литературы коренным образом повлияли на мировоззрение её. Мир и согласие, единомыслие и доверие друг к другу, взаимное уважение и терпение, та любовь, которая происходит не от одной только влюблённости, а включает в себя любовь в Евангельском измерении и возрастает до Любви Божественной, которая, по выражению Данте Алигьери, “движет Солнце и светила” – всё это помогало супругам Черняковым создать прекрасную семью, которых мало. Трое сыновей с малых лет приучались к ответственности, у них глубоко развито чувство чистосердечия. Вместе с родителями сыновья молились друг о друге, ведь молитва объединяет и является  самой ценной традицией семейной жизни.

Думается, в основе создания крепкой семьи Черняковых лежит именно творческое начало, без которого невозможно любое благое дело. И не только потому, что они люди творческие, оба прекрасные музыканты, певцы, сочинители музыки, песен. Владимир Матвеевич руководит  детским ансамблем “Верасок” в школе искусств, который получил, а потом и подтвердил звание образцового. А интерес к личности друг друга, желание познать внутренний мир любимого человека, того, кто стал спутником в жизни – разве не есть творчество?

И ещё. Семья держится на самодисциплине родителей, которая является лучшим примером для детей. Наверное, здесь нужна и разумная строгость, которую  иные родители путают с жестокостью. Ибо истинные слова: “Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами как с сыновьями. Ибо есть ли какой сын, которого не наказывал бы отец?.. Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности” (Евр. 12:7; 11).

В Хойникском храме прекрасный церковный хор, благодаря трудам супругов Черняковых, матушки Александры и регентши Анимаисы, которые также имеют музыкальное образование. Приезжающие священнослужители, паломники говорят, что такого нет даже в некоторых областных центрах. К нынешнему Рождеству репертуар хора пополнился новыми старинными песнопениями. И перед Рождественскими праздниками автору этих строк выпала счастливая возможность встретиться с Людмилой Михайловной, задать несколько вопросов, чтобы хоть немножечко прикоснуться душой к миру души этой удивительной женщины.

– Людмила Михайловна, жизнь коротка. И немало есть людей, которые считают, что правильно жить для себя, для души. Как Вы относитесь к таким высказываниям?

–  Отрицательно. Потому что есть заповедь, на которой зиждется весь Закон “Возлюби ближнего своего как самого себя”. Если мы будем жить только для себя, то отрицаем Бога. Жить нужно для людей, делать добро. У нас есть Отечество, традиции, которые нужно сохранять. На уроках музыки я рассказываю ученикам, какое богатое наследство оставили нам предки. Культура, искусство… А что мы оставим своим детям, потомкам? На  Земле всё преходяще, только духовное вечно. Разве Бетховен, Моцарт только для себя жили? Потому и вечны их творения, и каждый должен оставить свой добрый след на земле.

– Вы довольны своей женской судьбой?

– Да, довольна. И всё, что в ней происходит, – к лучшему. У меня есть любимая работа, хорошая семья, любимый муж, прекрасные дети. Если чего-то в жизни и не хватает, то верующие люди всё принимают с благодарением. Ведь разве плохо живёт тот, кто трудится? У нас мирное небо над головой, есть праздники, дети в школах учатся бесплатно, есть всё на столе. Было и хуже жили. Был и голод, и разруха, и война. Просто нужно сравнивать и говорить “Слава Богу за всё”.

– Вы красивы, женственны. Как Вам удается быть такой? Есть ли личные секреты?

– Наша внешность зависит от внутреннего духовного содержания. Каждый человек должен в жизни заниматься своим делом, так как у каждого есть призвание, талант, данный ему от Бога. Реализуя этот талант, получая постоянно положительный результат от плодов своей деятельности, получаешь духовное удовлетворение, полноту и радость. Всё это продлевает жизнь. Посмотришь, как человек одет, какой его разговор, движения и можно судить о внутреннем мире его.

– Есть ли у Вас любимый цвет?

– Коричневый, бордовый, фиолетовый. Почему? Даже не знаю…

– Любите ли Вы цветы? Которые растут или в букете, и как часто их Вам дарят?

– Люблю те, которые растут. Зачем срезать их, ставить в вазочку, чтобы по твоей вине цветы умерли через три дня. И так я говорю мужу, если он дарит… Хотя приятно.

– Любите ли Вы заниматься домашним хозяйством?

– Очень люблю наводить порядок в квартире, стирать, готовить. А больше всего заниматься своей работой: разрабатывать мероприятия, готовиться к урокам, заниматься с детьми.

– У вас взрослые дети. Что они доставляют Вам больше: радости или огорчений?

– Сыновья мне огорчений, слава Богу, не приносили. Они с раннего детства посещают церковь. Я им читала поучительные книги: детскую Библию, жития святых, мучеников за веру. Старший сын Павел теперь учится на первом курсе аспирантуры при Академии музыки. Он у меня пианист. Средний Олег работает в Глинищанском филиале детской школы искусств, окончил педагогический университет имени М. Танка, младший Сергей – студент второго курса университета искусств.

Вы позволяете себе плакать?

– Даже не помню когда в последний раз плакала… Когда папа и мама болели, когда умерли. Муж не огорчает, он хороший, воспитанный человек, прекрасный семьянин.

– Какие, по Вашему мнению, лучшие годы у человека?

– Когда рождается семья, появляются дети, растут здоровыми, хотят учиться, не идут в дурные компании, стремятся достичь чего-то в жизни. Как мы радовались, когда старший сын дважды становился президентским стипендиатом, когда стал победителем конкурса пианистов!

– Людмила Михайловна, Вы счастливы?

– Я счастлива потому, что узнала Бога и нахожусь рядом с теми, кто этого достиг. Читаю много книг о тех истинно верующих людях, которые подвергались гонениям, репрессиям, жития святых. Они же ведь также считали себя счастливыми, потому что Бог – есть любовь. И в этом состоянии жизнь становится одухотворённой и обретает высокий смысл.

Разобраться во всех тонкостях богослужения непосвящённому или мало посвящённому человеку, конечно же, трудно. Но когда я стоял в церкви потом, после беседы с Людмилой Михайловной, таинство тысячелетнего обряда полностью захватило меня и уносило в те далёкие времена, когда наш мир был ещё молод и непорочен. Кажется, и в мыслях стал чище. Вспомнилась покойная мама. Как и все послевоенные вдовы-солдатки, она верила в Бога, но в церковь ходила только в большие праздники. И вот когда она всё же выбиралась в храм, я с трудом узнавал её после. Мама буквально молодела: куда-то девались морщинки, взгляд становился светлый и тихий. Точь в точь такой взгляд, как у Людмилы Михайловны Черняковой.


Владимир ДОЛГОЛЫЧЕНКО,
заслуженный журналист Белорусского союза журналистов.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *