Летом 1994 года в Беларуси впервые выбирали Президента. До этого самые главные решения в стране принимал парламент — Верховный Совет.
Однако делал он это долго и мучительно. Депутаты бесконечно дебатировали, ведя подковерную борьбу друг с другом. Страна тем временем катилась в пропасть, люди нищали. Нужны были срочные меры, чтобы не допустить худшего сценария. И Беларусь меняет форму правления — в 1994-м принимается Конституция, впервые в истории страны вводится должность Президента (немногим позже, в 1996-м, в результате всенародной поддержки на референдуме вносятся поправки в Конституцию и страна становится президентской республикой).
Институт президентства как спасательный круг для страны и народа
«Годы с 1991-го по 1994-й были временем осмысления нашим обществом будущего Беларуси, в том числе ее политического устройства. В сложившейся ситуации стал особенно очевиден запрос на сильную, действенную власть, способную быстро принимать решения. В 1994-1996 годах происходит становление института президентства. Это один из ключевых моментов в летописи нашей государственности, в истории уже суверенной и независимой страны. Несомненно, сильный институт президентской власти в Беларуси — гарантия стабильности и поступательного развития государства и общества», — убежден директор Института истории НАН кандидат исторических наук, доцент Вадим Лакиза.
Эксперт обратил внимание, что избранный в 1994 году при полной народной поддержке Президент Александр Лукашенко ввел в стране, по сути, антикризисное управление, немедленно занялся восстановлением народного хозяйства, прежде всего базовых отраслей: промышленности, сельского хозяйства, строительства. «Изрядно накопилось к тому времени и социальных проблем, они обострились до предела. Но главным для молодого Президента была справедливость, которую он обещал своим избирателям, и этот принцип остается сутью его политики до сегодняшнего дня», — подчеркнул Александр Маркевич.
«Если страна находится в таком непонятном состоянии (как в период острой политической борьбы и социально-экономических неурядиц 1990-х годов. — Прим. БЕЛТА), ее может вывести только четкая, определенная, конкретная власть, которая имеет полномочия для того, чтобы принимать решение и тут же обеспечить его выполнение. Была не только стабилизирована обстановка. Были намечены пути, куда двигаться», — рассказал Анатолий Глаз, работавший в 1995-1998 годах председателем Бобруйского райисполкома, а в последующем являвшийся зампредседателя Могилевского облисполкома, депутатом парламента.
«Люди проголосовали за харизматичного человека, который боролся за дисциплину и порядок, за право белорусов быть хозяевами на своей земле. Взять на себя абсолютно осознанно колоссальную ответственность за судьбу целой страны в мире мало кто способен. Это говорит прежде всего о масштабе и уникальности личности, о мудрости и прозорливости политика, который всегда со своим народом, у которого он ищет и находит поддержку и исключительно в его интересах действует», — подчеркнула председатель Белорусского союза женщин, директор национального представительства МТРК «Мир» Ольга Шпилевская.
«Тридцатилетие института президентства — знаменательная дата, в которой, как в фокусе времени, отражено многое, и главное — выбор народа и мандат доверия Александру Григорьевичу Лукашенко, который определяет судьбу развития Республики Беларусь. Институт президентства стал спасительным для Беларуси. Рождался и развивается он вместе с нашей государственностью. Во многом он стал синонимом подлинной независимости и суверенитета, национального единства и культурного кода нашей страны», — подчеркнул первый заместитель министра образования Александр Баханович.
30-летие института президентства как повод подвести первые итоги
«Период в 30 лет был напряженным, годы были сложные, противоречивые, но, тем не менее, институт президентства Беларуси оказался крепким, устойчивым, обеспечил благосостояние в стране», — убежден главный научный сотрудник Института экономики РАН, заведующий центром постсоветских исследований Леонид Вардомский.
Президент о президентстве и самом сложном на этом посту
За время своего президентства Александр Лукашенко не раз отвечал на вопросы в том числе об особенностях работы на посту главы государства. Ушло в народ и стало афоризмом его высказывание: «Президентами не становятся, президентами рождаются». «Если у тебя от природы нет президентского (или стержня, или чего-то), закваски этой, ты не будешь президентом. У тебя должна быть эта связь с народом. Это главное для президента. И это от природы должно быть, — пояснял Александр Лукашенко. — У человека, Президента будущего, от природы должна быть определенная интуиция, определенное чувство, которое его никогда в жизни не подведет. Это в жизни не приобретешь. Это должно быть у тебя от природы. Если этого нет, как у некоторых сейчас западных политиков, глав государств в том числе, к сожалению, у наших соседей, ну, тогда и Президента нет. Слава богу, что там президенты не обладают теми полномочиями по Конституции, как в Беларуси. Ибо была бы беда».
Совсем недавно Президента спросили, что он считает самым сложным за тот 30-летний период, в течение которого он является главой государства, сохраняя суверенитет и независимость Беларуси. И ответ его был про оправдание высокого доверия, которое он получил от белорусского народа, доверившего ему управлять страной. «Каждый день — утром, вечером, ночью — ты просыпаешься в холодному поту и думаешь: тебе же доверили, как бы не подвести. Вот у настоящего Президента это самое тяжелое», — сказал в одном из интервью Александр Лукашенко. Президент подчеркнул: чтобы сохранить государство, необходимо сберечь его независимость. «Без нее не может быть государства. А если нет государства, то и нет нас. Мы рабы просто без этого. Поэтому это самое главное — сохранить ее», — сказал белорусский лидер.