Мёд, мак и вода – три природных символа, которые 14 августа обретают особый смысл для миллионов людей. В этот день православные верующие отмечают Медовый Спас (Маковей), первый из трёх августовских праздников, посвящённых Спасителю (Спасов).
Но даже за пределами строгой церковной традиции он остаётся живой, тёплой частью народной культуры, объединяя от деревни до города в Беларуси и других славянских землях.
Медовый Спас, также известный как Первый Спас или Спас на воде, знаменует начало Успенского поста (две недели строгого воздержания до Успения Пресвятой Богородицы 28 августа). В церквях совершаются праздничные богослужения, посвящённые Происхождению (изнесению) Честных Древ Животворящего Креста Господня, воспоминанию Крещения Руси и памяти семи ветхозаветных мучеников Маккавеев. Именно в честь последних праздник получил народное название «Маковей», что определило ключевую роль мака в обрядах.
Центральный обряд – освящение мёда нового сбора («первая откачка»). Самые лучшие баночки несли в церковь для благословения. Считалось, что без этого освящения нельзя было начинать употреблять свежий мёд в пищу. Этот мёд наделялся особой силой и был обязательным угощением. Поговорка «На Первый Спас и нищий медку попробует» отражала важную традицию щедрости и милосердия: часть освящённого мёда обязательно отдавали соседям, детям, странникам и нуждающимся. Часто мёд разливали в традиционную посуду – макитры.
В этот день освящали новые колодцы, чистили старые и освящали воду в реках, озёрах и родниках. Существовало поверье, что купание после Медового Спаса может принести вред или даже «водяной утянет». Поэтому этот день часто считался последним, когда разрешалось купаться в открытых водоёмах, символически «закрывая» летний сезон.
В память о мучениках Маккавеях освящали мак. Он становился главной начинкой для праздничной выпечки: рулетов, пирогов, коржей, пряников и блинов. Также был распространён обычай святить особые букеты – «маковейчики» или «маковейские цветы», куда входили маковые головки, календула, мята, чабрец, душица, васильки и другие августовские цветы и травы. Освящённый мак и букеты хранили дома для благополучия и защиты.
На столе в этот день царили блюда с освящёнными дарами: медовые пряники, медовые коврижки, разнообразная выпечка с маком (пироги, рулеты, коржики, мачанки – хлеб, который макали в мёд с маком). Мёд подавали в чистом виде, разводили в воде или квасе.
Медовый Спас – это яркий праздник-переход. Он открывает строгий Успенский пост и символически завершает лето, знаменуя начало сбора урожая. Через простые, наполненные глубоким смыслом действия – освятить воду, благословить мёд нового урожая, испечь пирог с маком, одарить ближнего – праздник сохраняет в нас ощущение живой связи с природой, её циклами и ритмами времени. Это не просто кулинарная традиция. Это день искренней благодарности – Богу за щедрость, земле-кормилице, трудолюбивым пчёлам и уходящему, но ещё тёплому лету.
Три Спаса августа:
Медовый Спас – первый в череде трёх августовских праздников, посвящённых Спасителю (Спасов):
14 августа – Медовый Спас (Первый Спас, Маковей, Спас на воде): освящение мёда, мака, воды. Начало Успенского поста.
19 августа – Яблочный Спас (Второй Спас, Преображение Господне): освящение яблок, груш, слив и других плодов нового урожая. Символ преображения природы.
29 августа – Ореховый Спас (Третий Спас, Хлебный Спас, Спас на холстах): освящение орехов (лесных и первых грецких), хлеба из зерна нового урожая, холстов. Завершение жатвы и Успенского поста.
Эти праздники, глубоко укоренённые в православном календаре, тесно переплелись с вековыми народными традициями, приметами и обрядами, связанными с уборкой урожая, заготовками на зиму и проводами лета, создавая неповторимую атмосферу благодарности и осмысления природного круговорота.
Записала Лариса КОПЫЛОВА.
Фото Виктории МОРОЗ.