От традиций — к духовному возрождению

Образование

Как отметил Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко в Послании белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь, большую работу, направленную на духовно-нравственное совершенствование общества, поддержание в республике гражданского мира и согласия, проводит церковь. Глава государства, касаясь вопроса развития идеологии, предложил взять за основу христианские ценности.

Как сохранить и приумножить уникальный духовный потенциал белорусского народа, который создавался многими поколениями, какая роль православной церкви, общественности, семьи в воспитании подрастающего поколения в сфере социального строения, предупреждении духовной деградации – эти и другие вопросы обсуждали на заседании “круглого стола”: председатель районного Совета депутатов Г.Н. РЯБИНКИНА, начальник отдела идеологической работы райисполкома Ж.Н. ЧЕРНЯВСКАЯ, протоиерей, Благочинный Хойникского округа В.И. КОЗАК, заместитель председателя комиссии по делам несовершеннолетних райисполкома, депутат райсовета Е.С. СОДАЛЬ, первый секретарь РК ОО “БРСМ” Л.А. ГАРКУША, директор ПГРЭЗ, депутат райсовета П.М. КУДАН, заведующий методическим кабинетом отдела образования райисполкома  Р.Е. КОЖЕМЯКИНА, заместитель директора ГПТУ-183 С.А. БУЙНЕВИЧ, ветеран Великой Отечественной войны Н.С. КАМЕШ.

В заседании “круглого стола” приняли участие и высказали своё мнение по обсуждаемой теме член Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь,  директор РНИУП “Институт радиологии” В.С. АВЕРИН, заместитель председателя райисполкома  В.Н. ШЕВЧЕНКО, начальник управления по проблемам ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС Гомельского облисполкома Е.В. БЕЛАШ и главный специалист главного управления организационно-кадровой работы облисполкома А.Н. ПИНЧУК.

Ж.Н. Чернявская:

– Духовность всегда была, есть и будет в народе, а христианские ценности – её высшее проявление. Она там, где любовь к матери, детям, к родной земле, в отношении человека к человеку, в годину радостей и испытаний. Это желание сделать для Родины, для людей что-то доброе, красивое. Наверное, лучше не скажешь, чем написал поэт:


Можно по-разному в жизни жить,
Можно и в горе, и в радости
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно так: на рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обожжённою солнце достать
И  подарить его людям…


В.И. Козак:

– А для меня духовность – это сегодняшняя встреча с вами, каждое слово, каждая мысль, дыхание ветра, шум дождя, взгляд человека. Для верующего человека ценно всё.

П.М. Кудан:

– Говорят, что на уровень нравственности некоторых людей повлиял мировой финансово-экономический кризис. Но в нашей республике на бытовом уровне, благодаря руководству страны, политике, во главе которой стоит забота о человеке, он не ощущается. Те негативные моменты, которые имеют место (пьянство, семейные неурядицы и т.д.), по-моему, от того, что долгое время храмов не было, проповедовалось безбожие, появилось после аварии на Чернобыльской атомной станции потребительское отношение: мы пострадавшие, нам нужно всё время помогать. Не проходит бесследно для умов молодёжи и приобщение к так называемым общечеловеческим ценностям через Интернет.

Что касается нашего трудового коллектива, то мы делаем всё для того, чтобы у работников, именно молодёжи, развивалось чувство долга, ответственности, сострадания. Они участвуют в акциях по оказанию помощи тяжело больным, сиротам, делают пожертвования храмам. Большую работу проводим по благоустройству кладбищ в зоне отселения и отчуждения, памятников воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Считаю, что совместными усилиями, вместе с церковью, идеологическими работниками можно многое сделать по воспитанию молодого поколения, тех людей, которые находятся в духовном голоде. Здесь огромный фронт работы.

С.А. Буйневич:

– Воспитательный процесс – это процесс формирования личности. И в нём духовно-нравственное воспитание является основным компонентом. Человека возвышает доброта, порядочность, чистосердечность, добросовестное отношение к своим обязанностям. Моё мнение однозначно: воспитанием качеств у молодёжи должны заниматься люди, которым самим присущи эти качества.

 В нашем училище есть подростки, которые имеют статус сирот. Один из них был склонен к противоправным поступкам, даже отправлен, как говорят в народе, в места не столь отдалённые. Спустя три месяца возвратился. И вот парень окончил училище, после последнего звонка он зашёл ко мне, заплакал и сказал: “Я не хочу уезжать, ибо понял, сколько вы все хотели мне добра, сколько людей были неравнодушны к моей судьбе…”

Значит, труд наш принёс результат. И не только педагогов, мастеров производственного обучения. Большая роль здесь церкви. Нужно видеть, какие одухотворённые лица у ребят после посещения храма, бесед с отцом Владимиром. Всегда интересны и поучительны для ребят выступления заместителя председателя комиссии по делам несовершеннолетних райисполкома Е.С. Содаль, начальника отдела по делам молодёжи И.С. Панченко, главного специалиста районного Совета депутатов Л.Н. Марченко. Большой вклад в дело воспитания сотрудников правоохранительных органов, всех заинтересованных служб.

Л.А. Гаркуша:

– У каждого поколения были и будут свои проблемы. Не всё может быть идеально и безоблачно. Например, дилемма “или всё, или ничего”. Это, так сказать, основной принцип той крайности, которая называется юношеским максимализмом, который свойственен молодому поколению. К счастью, все эти метания между полюсами жизни проходят довольно быстро, и, в принципе, без особых осложнений. Другое дело, если к духовному поиску молодого человека примешиваются (а это не такое уж редкое явление) будничные проблемы и бытовые неурядицы. У молодых людей также есть сложности, неразрешимые вопросы и тупиковые ситуации в жизни. Здесь самая лучшая помощь – это понимание. Понимание и участие в трудный, да и не только, период жизни молодой и наивной надеющейся душе просто жизненно необходима стопроцентная вера в собственную нужность. 

Мнение, что молодёжь – это толпа ещё не повзрослевших подростков, бесцельно прожигающих жизнь, я не разделяю. Потому что в своей работе встречаю десятки, сотни юношей и девушек, которые в свои 15-17 лет уверенно стоят на твёрдой основе знаний.  Они патриоты своей Родины, района, населённого пункта, коллектива.

Е.С. Содаль:

– Не могу полностью согласиться, что в нашем мире много негативного: жестокости, пьянства, разврата, лицемерия, насилия. Да, запретный плод сладок, и неокрепшие детские души могут подцепить любой из этих вирусов. Считаю, что на 90 процентов воспитание молодого поколения идёт в семье. Там заложены духовные ценности, которые передаются из поколения в поколение. Если это есть, будущий гражданин страны не способен к жестокости, подлости и насилию, если нет – ему тяжело накапливать позитивное. И кто, как не мы, наши организации, объединившись, должны помогать этим людям? И если церковь не поможет, мы не спасём этих людей.

Портят институт семьи гражданские браки: никакой  ответственности друг перед другом, биологические родители передают, даже с радостью, своих детей на попечение государства. О какой нравственности и духовности можно говорить? Заслуживают уважения пары, которые венчаются, несут своего ребёнка для причастия, исповедуются. Если человек может открыть свою душу, значит, он пересмотрел свои жизненные позиции и ищет праведный путь.

Г.Н. Рябинкина:

– Убеждена, что духовное воспитание нужно начинать с первого дня рождения ребёнка. Что заложено в молодости, то получим в старости. Есть сегодня и ещё одна проблема – воспитывать, а вернее перевоспитывать, и людей взрослых. Все основные религии мира, особенно православие, учат добру, несут добро. И говорить о том, приобщать или не приобщать население к церкви, просто излишне.

С.А. Буйневич:

– Вернусь к теме брака. Он ведь наполовину уменьшает права каждого из супругов и на столько же увеличивает их обязанности. Потому я категорически против гражданских браков. Дети должны расти в полноценной семье потому, что  родители – пример для подражания. Рождение детей женщиной “для себя без папы” не является нормой для общества. Брак – это не развлечение, а ответственный шаг в жизни. И, конечно же, важным в нём является воспитание детей в системе христианских ценностей.

В.И. Козак:

– В наших школах нет предмета “Закон Божий”. Но у нас прекрасно ведут факультативы православной культуры Людмила Михайловна Чернякова в государственной гимназии и Мария Николаевна Пинчук в третьей городской школе. Они очень много делают для воспитания подрастающего поколения в духе христианских ценностей.

Р.Е. Кожемякина:

– В текущем учебном году курсы православной культуры с первоклассниками в Слабожанской средней школе ведёт Алла Валерьевна Коваленко. Есть ряд факультативных занятий, цель которых – возрождение православной культуры. Во всех учебных заведениях в текущем учебном году введён курс “Культура семейных отношений”. На будущее планируется расширение факультативных занятий, которые будут направлены на воспитание человека высоконравственного, который ценил бы наше историческое наследие, корни наши.

Е.С. Содаль:

– Русский философ Иван Ильин считал, что религиозная вера может быть цельна и искренна только тогда, когда она свободна. Приказ и требования бессильны её создать, запрет и гонения не могут её прекратить. Вера есть личная и добровольная связь души с Богом… Я полностью согласна с этим высказыванием, сама пришла к вере, пережив тяготы и испытания. Господь и таким путём может призывать к себе.

В.И. Козак:

– Некоторые люди говорят “Бог в моей душе, церковь, как посредник, не нужна”. Это глубокое заблуждение. Бог в душе может быть только у богослова, а прихожанин способен только показать частичку божественного повеления в своих хороших поступках. Когда у меня спрашивают о лучших годах моей жизни, отвечаю, что это служба в армии. Служение Родине и прекрасная школа воспитания, и проявление высокой гражданской позиции. Церковь всегда молилась за воинство. Истинный факт, когда во время Великой Отечественной войны митрополиту Илии Гор Ливанских явилась Божья Матерь и повелела сообщить советскому правительству о необходимости открытия хотя бы немногих храмов, освобождения из тюрем священнослужителей, а также вынести из  Ленинградского музея икону Казанской Божьей Матери. Это повторялось два раза. Повеление было исполнено. Икона была вынесена из музея. Маршал Г.К. Жуков приказал обнести её по всем гарнизонам, и он первым стал на колени пред образом. А через несколько дней наши войска одержали желанную победу.

Н.С. Камеш:

– Пройдя фронтовыми дорогами, я убедился в том, что есть незримая сила, которая управляет всем в мире, а у каждого человека, как и у меня, есть свой ангел-хранитель. Сколько было случаев во время боёв, когда рядом погибали фронтовые товарищи, а я оставался цел и невредим, будто невидимая рука отводила пулю, осколок от меня.

Своего рода подведением итогов беседы за “круглым столом” было выступление члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь В.С. Аверина, который отметил очень доверительный контакт его участников и желание их отдать свой опыт, знания во благо общества.

С чего начинать? С себя, с семьи – именно эта мысль проходила во многих выступлениях. Именно семья, как связующий состав народа, именно система взаимоотношений её членов, а также позиция государства к институту семьи были и остаются в истории человеческого рода тем мерилом, которым определяется жизнеспособность общества в целом, степень социально-политической развитости государства и характер межличностных связей людей и поколений. Совместными усилиями государства, общества и религиозных организаций необходимо способствовать соответствующему, опирающемуся на духовные ценности, воспитанию молодёжи. Тем более, что традиционные конфессии в Беларуси взяли на себя труд по решению вопросов помощи в нравственном и духовном воспитании.


Владимир ДОЛГОЛЫЧЕНКО.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *