22 января 2012 года вступил в силу Закон Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц». В законе подробно описано, в каком порядке производятся обращения в государственные органы, иные организации и к индивидуальным предпринимателям. Одним из новшеств стало юридическое признание электронных обращений – писем и жалоб, присланных по электронной почте.
В законе предусмотрено, что при проведении личного приёма по решению руководителя организации могут применяться технические средства (аудио-, видеозапись и фотосъёмка), о чём заявитель должен быть уведомлён до начала личного приёма.
Важно, что в законе чётко оговорено, какими должны быть ответы: «обоснованными и мотивированными, а при необходимости – со ссылками на нормы актов законодательства, ответы должны содержать конкретные формулировки, опровергающие или подтверждающие доводы заявителей».
Примечательно, что в документе определена ответственность сторон за недобросовестное решение вопроса или злоупотребление правом на обращение. Так, должностное лицо, неправильно среагировавшее на письменное, устное или электронное обращение, может быть подвергнуто штрафу в размере от 4 до 20 базовых величин. К чиновнику могут быть применены и меры дисциплинарной ответственности, вплоть до увольнения с занимаемой должности. С другой стороны, жалобщик, необоснованно терроризирующий инстанцию, может быть привлечён к ответственности и оплатить расходы, понесённые на рассмотрение обращений. Отдельно придётся отвечать, если в его заявлении содержалась клевета или оскорбления.
Чтобы отправить жалобу или благодарность, теперь достаточно выйти в Интернет и отправить письмо по электронной почте либо оставить запись в специальной рубрике на официальном сайте госоргана, куда вы обращаетесь.
Рассматриваются такие обращения в том же порядке, что и письменные. Анонимные заявления и жалобы не подлежат рассмотрению, если они не содержат сведений о совершаемом, совершённом или готовящемся преступлении. Нужно указать свою фамилию и прочие реквизиты, в том числе адрес электронной почты. Именно на неё и пришлют ответ на ваше электронное обращение. При этом ответ может быть и письменным – если об этом просит в своём обращении заявитель, если не указан адрес электронной почты или если такое решение принял руководитель организации.
В законе прописан ещё один важный момент – письменные обращения могут быть оставлены без рассмотрения по существу, если вопрос уже был рассмотрен и не возникло новых обстоятельств. Без ответа останутся и обращения от заявителей, переписка с которыми по изложенным вопросам прекращена. Так предполагается бороться с профессиональными заявителями, которые обивают пороги по делу и без.
Закон определяет также время, в течение которого можно сделать обращение. И если подача заявлений и предложений не ограничивается по сроку, то жалобы могут быть поданы в течение трёх лет со дня, когда заявитель узнал или должен был узнать о нарушении своих интересов. Исключение, если срок пропущен по уважительной причине.
Как показывает практика, обращения, адресованные в одни инстанции, затем неоднократно дублируются в вышестоящие, которые завалены потоком писем, обращений, жалоб, в то время как многие проблемы решаемы на месте. Надо сказать, что затраты времени, нервов и усилий людей, которые сегодня подают обращения, очень дорого обходятся государству, в том числе и экономически.
Е. КОТОК,
начальник отдела по работе с обращениями граждан и юридических лиц райисполкома.