Об усилении борьбы с коррупцией

Законнасць і парадак

131200007731 июля Президент Беларуси А.Г. Лукашенко провёл антикоррупционное совещание, на котором поручил в самое ближайшее время подготовить единый нормативно-правовой акт в целях реформирования законодательства в данной сфере. 12 августа он вынесен на обсуждение широкой общественности.

Сегодня в интервью с членом Совета Республики Анжеликой Юрьевной Дорогокупец мы заострим внимание на предлагаемых нововведениях в рамках борьбы с коррупцией.
– Анжелика Юрьевна, чем вызвано такое требование Президента, в нашей стране ведь действует закон о борьбе с коррупцией?
– Действительно, в Республике Беларусь в 2006 году был принят Закон «О борьбе с коррупцией». За 8 лет проявились его сильные и слабые стороны. Жизнь показывает, что полностью искоренить это зло в нашем обществе не удалось, поэтому назрела необходимость ужесточения мер для борьбы с взяточничеством и коррумпированностью чиновников. А то, что они есть, подтверждают озвученные в апреле этого года в Послании Президента А.Г. Лукашенко к белорусскому народу и Национальному собранию многочисленные факты противоправных действий среди «слуг народа».
Спустя время всё тайное становится явным, каждый виновный получает по заслугам. Цель нового законопроекта, как говорится, не доводить до греха, чтобы все граждане нашей страны жили по средствам, полученным из законных источников, не обогащались обманным путём за счёт других граждан или запуская руку в государственный карман.
В ходе совещания Глава государства напомнил о том, какие последствия вызвал разгул коррупции в ряде стран, в том числе в соседней Украине. Если эффективно не бороться с этим видом преступности, то на определённом этапе нынешняя власть станет неприемлема для народа.
Проект документа определяет механизмы предупреждения коррупции в республике, в том числе ограничения, установленные для должностных и приравненных к ним лиц, регулирующие порядок декларации доходов и имущества таких лиц, закрепляет другие меры по противодействию коррупции.
– Давайте остановимся подробнее на новшествах антикоррупционного законодательного акта, которые предлагается обсудить открыто. Ограничения коснутся приёма госслужащих на работу.
– Так, лица, уволенные из госорганов и госорганизаций «по дискредитирующим обстоятельствам», а также имеющие судимость (в том числе снятую или погашенную) за умышленные преступления либо освобождённые от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям, не смогут быть назначены на руководящие должности не только в госорганы и госорганизации, эта дорога будет закрыта им и в частные структуры, если иное не установлено Президентом.
Чиновники, совершившие тяжкое или особо тяжкое преступление против интересов службы либо сопряжённое с использованием своих служебных полномочий, не могут быть приняты на государственную службу.
Нарушение этих двух запретов будет считаться «грубым нарушением трудовых обязанностей» со стороны руководителя, за что он может быть привлечён к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения.
– А нет опасений, что в результате в нашей стране произойдёт кризис власти, то есть не будет кому работать на руководящих должностях?
– Я считаю, что это нам не грозит. Честному человеку нечего бояться. Люди, получившие образование, которые могут взять на себя ответственность за других людей, которые горят желанием приумножить благосостояние нашей страны, а соответственно и вверенного коллектива, пусть идут и работают, приносят пользу.
Жизнь показывает, что у нас много хороших грамотных руководителей. При заполнении вакансий в ходе конкурсов на одно место всегда много кандидатур.
– Особое внимание в законопроекте уделено порядку декларирования доходов и имущества должностных лиц и их родственников. Как на деле он будет работать?
– Сразу отмечу, что вместо одной статьи в действующем законе в новой версии этому вопросу посвящена отдельная глава из 11 статей.
В частности, устанавливаются категории имущества и доходов, подлежащих обязательному декларированию, порядок декларирования доходов при поступлении должностного лица на службу. Должностные лица обязаны будут ежегодно декларировать доходы и имущество своих супругов, несовершеннолетних детей, в том числе усыновлённых, а также проживающих с ними совместно близких родственников. Законопроектом определяются формы декларации о доходах и имуществе, а также порядок её подачи в зависимости от конкретной должности.
Контроль в сфере декларирования имущества и доходов осуществляют сами госорганы, в которые такие декларации предоставляются.
Если будет выявлено явное превышение стоимости имущества, принадлежащего должностным лицам и их родственникам, а также превышение их расходов над доходами, полученными из законных источников за период, когда они занимали свои должности (но не более чем за 10 лет), то по иску прокурора возможно изъятие, а по решению суда – взыскание в доход государства такого имущества и таких расходов.
– А что имеется ввиду под явным превышением стоимости имущества?
– В проекте закона уточняется, что явным превышением стоимости имущества и других доходов над расходами, полученных из законных источников, признаётся превышение, которое составляет не менее чем 25 процентов от доходов, полученных из законных источников.
После выявления подобного факта служебное лицо обязано будет предоставить письменное объяснение об источниках доходов, за счёт которых приобретено имущество. При отказе или невозможности пояснить источники таких доходов, чиновникам будет предложено добровольно передать в доход государства имущество на сумму, которая явно превышает подтверждённый доход, или выплатить её стоимость и сумму других расходов, что явно превышают подтверждённые доходы.
– Какие ещё планируется предпринять шаги в рамках реформирования законодательства по борьбе с коррупцией, в том числе среди должностных лиц высокого уровня?
– Остановлюсь на двух моментах.
Согласно новому законопроекту госслужащие, военнослужащие, сотрудники Следственного комитета, МВД, МЧС, органов финансовых расследований КГК, имеющие в собственности доли участия в уставных фондах коммерческих организаций (акции, права), обязаны передавать их в доверительное управление ОАО «Беларусбанк» под гарантию государства в трёхмесячный срок после назначения или избрания на должность.
Руководитель организации не может входить в состав надзорных и контрольных органов данной организации.
Госслужащим, совершившим тяжкое или особо тяжкое преступление против интересов службы либо сопряжённое с использованием своих служебных полномочий, пенсии за выслугу лет начисляться не будут.
– В заключение разговора, Анжелика Юрьевна, уточните, каким образом проводится широкое общественное обсуждение нового законодательного акта?
– Текст законопроекта опубликован в газете «Советская Белоруссия» от 12 августа 2014 года. Замечания и предложения желающие могут направлять в редакцию газеты «Советская Белоруссия» (печатный орган Администрации Президента), а в электронном виде – на интернет-сайт Генеральной прокуратуры и Национальный правовой интернет-портал Беларуси. Можно также напрямую связаться со мной по тел. 8 (029) 695-99-14 или воспользовавшись электронной почтой dorogokupec@cardiogomel.by
Все предложения будут переданы в Генеральную прокуратуру – орган, ответственный за организацию борьбы с коррупцией и подготовку данного проекта, который должен быть наиболее полным, адекватным и объективным.
В Парламенте планируется его рассмотрение уже этой осенью.

Записала Ирина ЛУКАШЕНКО.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *