Александр Данченко: «Сначала думай, потом ходи. И в шахматах. И в жизни»

Общество

Дела житейские и те, которые волнуют нашу страну, мы обсуждали с Александром Данченко во время шахматной партии.

Игра и беседа получились весьма интересными, ведь у мужчины есть чему поучиться. Назвать его человеком с ограниченными возможностями не поворачивается язык, ведь он – прямое доказательство обратного. С котелком и тушёнкой – на турслёт, с шахматами и бочча – на соревнования, с ведром и копачкой в огород. Он постоянно в движении. И это вопреки инвалидной коляске, в которой он более двадцати лет.

– Владимирович, следите за новостями? – задаю первый вопрос, делая ход пешкой.

– Конечно. Но сейчас главное – не потеряться в большом потоке информации, – отвечает противник и делает свой ход.

– Хорошо, если Ваши политические взгляды с семьёй, друзьями, коллегами совпадают. Но что, если нет? – интересуюсь, при этом пытаясь построить батарею из слона и ферзя.

Но мой собеседник усиливает атаку выводом коня и отвечает:

– Семья – это не политическая арена. Да и с друзьями я не говорю о политике. Я говорю с ними об искусстве, спорте, урожае в конце концов. У нас достаточно тем. Но как бы ни разнились наши мнения и взгляды, думаю, каждый хочет, чтобы в стране был порядок. Я лично очень люблю порядок. Во всём. И хочу, чтобы он был и дома, и на работе, и, безусловно, в стране.

– Как считаете, государство достаточно помогает инвалидам? – спрашиваю.

– Да. Особенно ощутима эта поддержка в последнее десятилетие. Посмотрите, какой у нас хороший центр для инвалидов и пожилых людей. Нам вовремя платят пенсии. Мы ездим на соревнования, к слову, на этих выходных участвуем в турнире в Мозыре. Да и вообще я не привык причитать на судьбу и жаловаться на окружающий мир, – говорит Александр Владимирович.

– Знаете, мне очень нравится высказывание Омара Хайяма: «Я был в обиде на Творца, что не имел сапог, пока не встретил молодца, который был без ног». Вы действительно очень сильные люди, у которых нужно учиться любить жизнь, – продолжаю разговор, стараясь держать контроль над центром шахматной доски.

– Иногда посмотришь на небо, на его бездонную глубину, на звёзды, рассыпанные по всему небосводу, и думаешь – на каких глупостях я зацикливаюсь. Вообще я не знаю, что выбирают другие. Не знаю, что выбирают те, кто выходит на протесты. А я выбираю любить жизнь. Я выбираю видеть красоту жизни. Я выбираю вкладывать свою энергию, внимание, чувства в созидание, а не разрушение, – отвечает мужчина.

– Несмотря на все разногласия, белорусы – едины? – интересуюсь, не отводя глаз от доски, осознавая, что мои белые теряют темп.

– Это, как раз-таки, самое обидное и страшное – что наших людей разделили на два лагеря. Но мы все едины, независимо от расцветки. Мы один народ. Радость и беда всегда объединяли. Я более десяти лет руковожу районной организацией общественного объединения «Белорусское общество инвалидов». За это время довелось пообщаться и даже подружиться с большим количеством людей. Всегда приятно, когда находишь отклик в сердцах других людей. И когда люди помогают друг другу. Без корысти. От чистого сердца. Это дорогого стоит. Нам, к примеру, очень помогают индивидуальные предприниматели, фермеры, заповедник, церковь «Благодать», наш центр социального обслуживания, американские спонсоры и др. Поэтому я хочу, чтобы и сейчас мы, все белорусы, помогали, поддерживали и уважали один одного, – делится соперник, возвращая ладью на центральную трассу.

– Беларусь – это ведь наш родительский дом. Знаю, что к этому словосочетанию у Вас очень трепетное отношение, – говорю я.

– Да, для меня самым дорогим уголком на земле значится родительский дом в деревне Мархлевск. И с ним связаны самые тёплые и душевные воспоминания. Я часто там бываю. Недавно забор покрасил. Душа моя всегда тянется к истокам. Я белорус, хойничан – и всегда этим горжусь. А ещё я горжусь своей семьёй – у меня жена, две замечательные дочки, умницы и красавицы, внучка есть, которой не могу нарадоваться. А что ещё нужно для счастья? Нужно лишь то, о чём я говорил в самом начале – порядок. Чтобы жизнь шла своим чередом в спокойствии и радости, – отвечает Александр Данченко.

– Жизнь похожа на шахматы. Кто в ней мы сами? Король? Пешка? – я «зашла» с философским вопросом.

– Всё зависит от каждого из нас. Но быть пешкой в чужих руках, мне кажется, это глупо. Нужно думать своей головой. Я придерживаюсь принципа: сначала думай, потом ходи. И в шахматах. И в жизни, – сказал игрок напротив и объявил мат.

Я поздравила Александра Владимировича с победой в партии. Он играет в шахматы с детства – было интересно сразиться с профессионалом. А после общения, выйдя из здания на улицу, подумала: «Всё-таки как важно, чтобы белорусы не позволили себе поставить мат! Давайте не играть в «революции» – давайте играть в шахматы».

Наталия РЕВЯКО.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *