Революционер из глубинки

Важное

Хойникские следы в Октябрьской революции

На почётном месте экспозиции по случаю очередной годовщины Октябрьской революции в районном краеведческом музее стоит рукопись профессионального революционера-большевика Степана Александровича Акуленко. О его увлекательной героической биографии рассказала старший научный сотрудник музея Марина Саченко.

Он родился в 1875 году в д. Тульговичи. Уже там проявлялся непримиримый к несправедливости характер парня. В юности он успел поучаствовать в бунте крестьян против помещика. Спас юношу от наказания лишь срочный отъезд на учёбу в народное училище. Позже за «вредное» влияние Акуленко вышлют из Минской губернии. В поисках работы он добрался до Киева, где поработал курьером.

К моменту первой революции 1905 года возмужавший и поднаторевший в политической повестке социал-демократ возвращается на малую родину, где немедленно организовывает кружок. Спустя пару месяцев он инициирует со своими хойникскими единомышленниками митинг памяти расстрелянных петербургских рабочих. Разбушевавшиеся социал-демократы даже разгромили канцелярию местного чиновника.

Безусловно, за это представители власти объявили деятельность Степана Акуленко вне закона. Более того, за любые сведения о беглом тульговичском вольнодумце даже объявили награду в баснословные тогда 3 000 рублей. Потому революционер был вынужден уйти на время в подполье.

Наш пострел успел сбежать в Петербург, где по поддельным документам устроился работать в «Товарищество железобетон». И там его знания не пропали даром, ведь по вечерам Степан Акуленко агитировал рабочих на забастовки против изнурительных смен и за повышение заработка.

Его заслуги отметили другие социал-демократы, вскоре под именем Дмитрия Попова полешук уже издавал «Русскую газету». Эта деятельность подвела его под арест и наказание: 5 лет тюрьмы и 7 — каторги.

Отбывал свой срок Акуленко в Шлиссельбургской крепости, или «русской Бастилии». Долгое время эта тюрьмы была обиталищем видных исторических деятелей, а затем заслуженно стала филиалом Музея Октябрьской революции.

Следующим пристанищем революционера из трущоб стал Туруханский край — восточная Сибирь. В тех же краях отбывал ссылку Иосиф Сталин, впрочем, под другим именем.

Здесь сделаем лирическое отступление. На малой родине у Степана Александровича всё это время оставались супруга София Михайловна и сын Миша. Как верная жена, она честно ждала его в Тульговичах, а порой удавалось навестить горящего революцией любимого в Сибири. В настоящем времени такие поездки потребуют существенных затрат, да и стресс немалый от такого путешествия. Что же тогда говорить о возможностях простой белорусской женщины сто лет назад?! И тем не менее жена Акуленко неоднократно навещала мужа в ссылке.

Всё изменилось после февральский революции 1917 года. Степана Акуленко освободили из каторги, откуда он стремительно направился в родное Полесье. Там его уже ожидало назначение председателем Речицкой земской управы. Но развернуться в работе ему не позволили немецкие интервенты. В то время территория Хойникщины была под немецкой оккупацией и лишних выскочек эти люди не терпели. Потому Акуленко отправили в Кобринскую тюрьму, но перед этим его мучили постоянными пересылками из города в город. Тут бы сдаться, поникнуть душой. Но, видимо, Степан Александрович был выплавлен из таинственного металла с негаснущим огнём в груди. По-другому объяснить его волевой характер не получается. Примером тому такой факт биографии.

Благодаря революции 1918 года в Германии отпала необходимость удерживать пленных белорусов, которые пытались бороться с установившейся чужеродной властью. Кайзеровский режим пал, соответственно, заключённых мгновенно освободили. Но революционер Акуленко даже не успел повидаться с семьёй: в Хойниках его схватили (снова немцы) и упекли в Речицкую тюрьму. И опять проверка характера. Или его закалка.

В Речице Степан Александрович поднял бунт, заручился поддержкой других заключённых и успел уничтожить все документы немецких нтервентов. Затем возглавил группу беглецов и увёл в лес. Спустя пару месяцев советские войска изгнали немцев с Хойникщины и семья Акуленко воссоединилась. Степан Александрович возглавил Юровичский волостной революционный комитет, позже — райисполком.

К слову, образ революционера из Тульгович увековечил в своей трилогии «Люди на болоте» Иван Павлович Мележ. Догадываетесь, о ком речь? Верно, председатель Юровичского райисполкома Иван Анисимович Апейко — человек, болеющий душой за родные места и земляков. Этот секрет писатель раскрыл сыну Акуленко Геннадию. Он и его брат Фёдор и сами сражались за Родину, но уже на фронте, откуда писали отцу про свои успехи и чаяния. Но об этом в другой раз.

Познакомиться с оригинальными записями Степана Акуленко можно в краеведческом музее на выставке «Из истории Октябрьской революции», которая продлится до 9 ноября.

Записала Алеся ЯЧИЧЕНКО.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *