Президент Беларуси Александр Лукашенко на прошлой неделе провел совещание по вопросам противодействия распространению наркотиков и профилактики наркомании.
Министр внутренних дел Юрий Караев по итогам сообщил, что МВД будет усиливать подразделения интернет-разведки для эффективной борьбы с бесконтактными способами распространения наркотиков. О том, что собой представляет интернет-разведка МВД, какие возможности есть для ее усиления, корреспонденту БЕЛТА рассказал начальник главного управления по наркоконтролю и противодействию торговле людьми криминальной милиции МВД Геннадий Казакевич.
Гидра — не просто фигура речи
После совещания Юрий Караев отмечал, что ведомством вырабатываются такие критерии, при которых сотруднику подразделения по борьбе с незаконным оборотом наркотиков не было бы выгодно гоняться за разовыми малыми раскрытыми преступлениями. «Они просто не пойдут им в зачет — не герой ты, что поймал такого. Результативность твоей работы будет оценена тогда, когда найдешь голову этой гидры или спрута, а не кончики щупальцев отрубишь», — сказал министр. Гидра здесь не просто фигура речи. Hydra — одна из платформ в даркнете, где торгуют наркотиками. «Министр знает, о чем говорит», — замечает Геннадий Казакевич.
Большинство наркотиков и психотропов (95%) распространяется бесконтактным способом — через интернет и с помощью закладок. При этом преступниками часто используется даркнет — скрытая сеть, соединения которой устанавливаются только между доверенными узлами, с использованием нестандартных протоколов и портов, где данные передаются в зашифрованном виде. «В интернете товар предлагается неограниченному кругу потребителей — это очень удобно. Привлекает наркодельцов и конфиденциальность. То есть с одной стороны — Тоr браузер, с другой — разного рода мессенджеры с элементами криптографии, сквозным шифрованием. Более того, интернет активно используется не только для продажи, но и вербовки распространителей. Дилеры обещают потенциальным работникам: будешь пользоваться такими-то программными продуктами, вот там-то заберешь карту, к которой привязан электронный кошелек, — никто тебя никогда не найдет. На самом деле уровень нашей работы такой, что находим, — подчеркивает глава ГУНиПТЛ. — И максимальный срок работы закладчика — до полугода. Я уже неоднократно говорил, что сами дилеры называют таких закладчиков «мясом». И даже с ними до конца не рассчитываются, ожидая, что рано или поздно мы их задержим».
Когда правоохранители столкнулись с такой проблемой, это побудило их изменить формы и методы работы — традиционные уже не действовали. Начиная с 2014 года в МВД начали создавать подразделения интернет-разведки. Это наиболее квалифицированные и подготовленные сотрудники, которые занимаются оперативно-разыскными мероприятиями в интернете, включая даркнет. Сейчас, по словам Геннадия Казакевича, милиция весьма успешно там действует.
Подразделения интернет-разведки есть в центральном аппарате МВД, а также в столичном управлении и каждом областном центре. Они немногочисленны, но высокопрофессиональны. Их задача — поиск информации, ее обработка, оперативно-разыскные, поисковые мероприятия в интернете. Формы и методы начальник главка не озвучивает, но рассказывает, что работа этих подразделений идет по двум направлениям. Первое — выявление и пресечение преступлений в интернете. К примеру, за девять месяцев текущего года интернет-разведкой выявлено 581 преступление, связанное со сбытом наркотиков, задержаны 402 человека.
«Второе направление — противодействие самому распространению наркотиков в сети. То есть при обнаружении пронаркотического контента в интернете или даркнете (там размещены две основные площадки по продаже психотропов — Hydra и LegalRC) мы блокируем доступ белорусских интернет-пользователей к этим ресурсам, — поясняет Геннадий Казакевич. — Безусловно, есть какие-то пути обхода, но мы профессионально перекрываем полный спектр. И в этом году мы заблокировали около 400 единиц такого пронаркотического контента. В том числе размещенные на YouTube видеоролики — четыре таких видео, где молодые люди делились своими ощущениями от употребления наркотика. Это так называемая популяризация, продвижение наркопотребления. Такой контент чрезвычайно опасен, мы это видим».
Кто работает в интернет-разведке
Средний возраст сотрудников подразделений интернет-разведки — 30-35 лет. «Уровень наших разведчиков достаточно высок, — утверждает Геннадий Казакевич. — Причем это такой кадровый костяк, где текучка крайне низкая — они очень мотивированны. Это убежденные в своей правоте люди, случайных сотрудников там не бывает. Их задача уберечь страну, своих детей от этого зла. Поэтому они немногочисленны, но высокопрофессиональны».
Специальное обучение для этих подразделений проводится в виде семинаров и тренингов, конференций. Приглашаются самые квалифицированные айтишники и специалисты из разных областей. Например, изучаются особенности криптовалют, потому что с их помощью проводятся платежи за наркотики. Интересуют МВД и IT-специалисты, которые могут посвятить в тонкости даркнета. С этого года на базе Академии МВД инициировано обучение специализированной группы — для подготовки специалистов по противодействию преступлениям в сфере высоких технологий и специалистов-разведчиков для соответствующих подразделений.
«Эксперты приезжают не только белорусские. Все, кто понимает серьезность проблемы, с удовольствием оказывают содействие. В частности, приезжали англичане, привозили и демонстрировали программные продукты», — приводит пример Геннадий Казакевич.
По его словам, белорусские правоохранители располагают теми же программно-аппаратными комплексами, что и коллеги в других странах. Кроме того, научились системно обрабатывать большие массивы информации с использованием специального ПО. Соответственно, смысл работы интеренет-разведки — это не только поиск, но и аналитика. И именно анализ позволяет выявлять каналы поступления наркотиков и психотропов, так называемые магазины, которые системно работают. А уже от анализа можно выходить на выявление конкретных преступников. Условно говоря, это следующая ступенька развития оперативных подразделений.
Новые возможности для борьбы с наркоторговлей в интернете
«Мы должны перенимать иностранный опыт — методики и программное обеспечение. Более того, мы пошли дальше и в закон об оперативно-разыскной деятельности предложили внести изменения. Важно, чтобы оперативно-разыскные мероприятия в интернете, которые мы проводим и хотим проводить в дальнейшем, были законодательно очень четко определены. И тут мы ничего нового не придумываем — просто имплементируем нормы международного права в национальное законодательство. Это абсолютно поступательный, эволюционный процесс. Уже есть проект закона, где не только эти изменения. Все это позволит лишь расширить набор инструментария, который имеется в нашем распоряжении», — отмечает Геннадий Казакевич.
Правоохранители всегда руководствуются законом, подчеркивает представитель МВД. Например, Hydra и LegalRC в даркнете и у дилеров, и потребителей позиционируются как абсолютно безопасные площадки. «На самом деле статистика свидетельствует, что мы достаточно успешны в выявлении и пресечении преступлений в этом теневом сегменте интернета. Вместе с тем, периодически анализируя сеть, видим мнения, что милиция или спецслужбы осуществляют «тотальный контроль». Однако любое мероприятие, которое мы проводим в сети, полностью соответствует национальному законодательству с точки зрения соблюдения конституционных прав. То есть если затрагиваются конституционные права гражданина, однозначно есть санкция надзирающего прокурора. Ведь в интернете может быть все дозволено только для наркодилера. Мы же действуем только на основе закона. Это очень важный момент, краеугольный камень деятельности подразделений интернет-разведки. Вот почему мы хотим менять законодательство — потому что меняется ситуация и мы не можем в полном объеме выполнять поставленные нам задачи», — поясняет Геннадий Казакевич.
Из-за большой активности в сети наркоторговцев МВД планирует увеличить количество сотрудников подразделений интернет-разведки и совершенствовать свою деятельность в части методик выявления и пресечения преступлений.
Главное — уничтожить организованные преступные структуры
«Президент дал четкие поручения, которые касаются как отбытия наказания, так и условий применения закона, пресечения международного наркотрафика и, самое главное, уничтожения организованной структуры наркобизнеса. То есть это совершенствование не одного какого-то звена, а механизма противодействия наркоугрозе в Беларуси. Что важно, главой государства изначально была дана оценка результатов нашей деятельности. Она очень проста и опирается на уровень в стране наркоугрозы, который удалось снизить с 2014 года — это факт. И он подтверждается не только количеством выявленных преступлений. Мы берем медицинскую статистику и опираемся прежде всего на количество смертей. Ведь главная задача правоохранителей — не допустить гибели людей, вовлечения в наркооборот. С 2014 года количество передозировок у нас снизилось в четыре раза, количество смертельных снизилось в шесть раз, число передозировок несовершеннолетних — в 22 раза, в этом году их было три на всю страну. Это в 72 раза меньше, чем в США, и в 17 раз меньше, чем в России», — обращает внимание Геннадий Казакевич.
С начала года МВД пресечена деятельность восьми интернет-магазинов, то есть задержана вся цепочка — от организатора до мелких «минеров». Шесть из них были в Минской области, два — в Витебской. Организаторы — белорусы. Та же самая Hydra — это просто площадка, на которой «магазины» предлагают свой товар. А интернет-магазином психотропов может быть группа в социальной сети, мессенджере, где общаются от нескольких участников до тысячи и даже десятков тысяч. Соответственно, зачастую дилеры организуют магазины с помощью создания таких групп либо размещаются на той же самой Hydra. А организатором является обычный гражданин Беларуси либо гражданин другого государства, приехавший в нашу страну.
Главная задача — уничтожение организованной структуры наркобизнеса. Ее составляющие — это группы и организованные группы. Причем организованная группа — это не просто два человека, которые пошли вместе покурили либо сделали несколько закладок. Это устойчивая, управляемая, специально созданная для совершения преступных действий ячейка, и деятельность ее не разовая. Уже за январь-сентябрь этого года милиция пресекла деятельность 153 организованных групп и 566 групп — это конкретные уголовные дела и конкретные люди.
Откуда в Беларуси наркотики
На территории Беларуси встречаются дикорастущие наркосодержащие растения — опиумный мак и конопля, борьба с ними ведется постоянно. Правоохранители пресекают деятельность так называемых лабораторий. Они бывают разные, производят от сотен граммов до нескольких килограммов наркотиков. «Три лаборатории было в этом году, и будут еще», — предупреждает Геннадий Казакевич. Уровень развития современной химии таков, что лабораторию можно разместить в гараже или на кухне. В среднем оборудование для нее — это две небольшие коробки с содержимым ценой в $500 и набор прекурсоров. Все завозится, как правило, с территории РФ. Прекурсоры завозятся не только из России, но и из Украины, реже — из Китая. Некоторые из них легальны в странах происхождения.
Через Беларусь идет и транзит. Везут, как правило, гашиш и синтетические наркотики. Страна назначения — Россия. «Когда мы проводим крупное задержание, то фактически работаем в интересах Союзного государства. Но не надо думать, что мы работаем за россиян. Ведь эти наркотики и психотропы и нам серьезную опасность представляют — часть из них оседает в Беларуси или возвращается к нам из России», — отмечает Геннадий Казакевич. Если говорить о распределении долей наркорынка в Беларуси, то сейчас 80% — это марихуана и гашиш, 10% — психотропы типа MDMA, альфа-PVP и мефедрона, еще 10% — медицинские наркотики и остальные.
Определить при этом четкое направление наркоугрозы можно лишь очень и очень условно. «По частоте перемещения, безусловно, в лидерах Россия. Из 20 пресеченных нами каналов в этом году — 16 российские. А если судить по количеству изъятых наркотиков и психотропов, то это западное направление: Польша, Латвия, Литва», — уточняет начальник главка.
Ассортимент наркотиков и психотропов в Беларуси широкий — начиная от гавайской розы и заканчивая лотосом предсказателей, галлюциногенными грибами. Но белорусский подход в борьбе с наркотиками таков, что в стране запрещены 98% известных в мире психоактивных веществ. Всего их 686. Когда-то в законодательстве были введены понятия «аналоги» и «базовые структуры». Если специалисты Госкомитета судебных экспертиз выявляют новое психоактивное вещество, которое имеет аналоги в списке уже запрещенных, то в течение от трех дней до недели Минздрав выносит постановление о внесении его в список запрещенных или контролируемых в обороте. Более того, у нас запрещены даже те вещества, которые даже на рынке не появились, но известно, что у соседей они есть. Такой белорусский опыт перенимают Россия и Казахстан.
Международное сотрудничество
Деятельность наркодельцов построена на определенном механизме. Если говорить о наркотрафике, то это организованные преступные группы, которые, как правило, имеют межнациональный, межстрановой характер. Например, год назад во время международной операции пресекли деятельность преступной организации. Операция называлась «Пиренейский излом», в разных странах задержали более 60 активных участников группы. Организаторами были молдаване, в число участников входили украинцы, россияне, испанцы, поляки. В конечном итоге было изъято более тонны гашиша. Организовали и корректировали эту операцию российские борцы с наркоугрозой. В Беларуси правоохранителями было изъято 40 кг гашиша. Двое белорусов в качестве курьеров перемещали этот груз из Польши в направлении РФ.
Успешная деятельность наркоборцов без эффективного международного сотрудничества просто невозможна, контакты традиционно поддерживаются годами не только на страновом, но и на личном уровне. Белорусское управление МВД сотрудничает с Главным управлением по контролю за оборотом наркотиков МВД России, в этом году подписан меморандум о взаимодействии с Национальным агентством по борьбе с наркотиками США. Налажено активное сотрудничество с латвийскими, польскими, литовскими, украинскими, испанскими коллегами.
Более того, в формате ОДКБ ежегодно проводится операция «Канал», во время которой страны-участницы организуют масштабные мероприятия, наркотики изымаются тоннами.
Помощь наркозависимым через интернет
Геннадий Казакевич приводит цифры: доля популярности печатных СМИ и телевидения ежегодно падает на 12%, а популярность интернета растет на 6%. А средний возраст самой большой доли потребителей наркотиков — 20-30 лет. «Статистика вещь упрямая, и совершенно очевидно, что эффективные методы выявления, пресечения, предупреждения и профилактики тоже должны уйти в виртуальное пространство», — убежден собеседник.
Для профилактики и помощи наркозависимым уже существует ресурс pomogut.by, запущен его раздел для детей. С начала года — 25 тыс. посещений. «Не так много, но тематика узкоспецифическая — это не развлекательный какой-то ресурс, естественно, его надо продвигать, — констатирует Геннадий Казакевич. — В детском разделе две ветки. Одна — насилие в интернете в отношении детей (буллинг, груминг и остальное) — очень большая проблема для наших деток. Вторая — все, что связано с противодействием наркоугрозе. Причем мы специально задействовали очень большие ресурсы — психологов, наркологов, учителей, для того чтобы приемлемо подать информацию для детей. Уже недостаточно просто написать, что наркотик — зло. Это будет действовать как антиреклама. Очень хотелось бы, чтобы данный ресурс эффективно заработал — мы планируем интегрировать его в систему образования».
Павел ГОРБАЧ.