Без срока давности: полицаев приговорили к высшей мере наказания – изобличены полностью

Без срока давности

Уже совсем скоро, 24 ноября, Хойникщина отметит важную для жителей нашего района дату – 80-ю годовщину со дня освобождения от немецко-фашистских захватчиков.

В рамках расследования уголовного дела о геноциде белорусского народа во время Великой Отечественной войны и послевоенный период совместно с прокурором Хойникского района Андреем Судомом изучили новые материалы уголовных дел о полицаях, которые в те страшные годы войны творили на нашей земле жестокости по отношению к своим же землякам.

1 сентября 1963 года рассматривалось уголовное дело по обвинению Обмочиева, Зеленкевича, Бегунова (Бегуна), Жиляка (он же Гапоненко) и Жевняка в совершении преступления, предусмотренного ст. 61 Уголовного кодекса БССР.

Подсудимые, оставшись проживать на временно оккупированной фашистскими захватчиками территории Хойникского района на почве враждебного отношения к советской власти изменили Родине и добровольно поступили на службу в полицию, созданную оккупантами для борьбы против советских партизан, проведения карательных операций против мирных граждан.

И хотя сами полицаи убеждали, что прислуживали оккупантам лишь в некоторые периоды времени, их же пособники доказали обратное. С момента поступления в полицию до бегства от наступающих частей Советской Армии перерывов в службе эти изверги не имели – в течение всего времени гордо носили полицейскую форму и повязку.

Один из подсудимых, Обмочиев, пытался убедить суд, что во время оккупации служил в отделе агрономии, однако сами работники этого отдела опровергли жалкие попытки полицая хоть немного облегчить свою участь. Против подсудимых «говорили» захваченные трофейные списки, где скрупулёзно внесены все данные о полицаях. Там же, например, говорится, что подсудимого Бегунова (Бегуна) в 1942 году в качестве поощрения фашисты направляли на несколько месяцев начальником Великоборской волостной полиции.

Находясь на службе в полиции, указанные граждане активно выполняли распоряжения оккупационных властей: поддерживали их порядки, активизировали работу полиции, совместно с другими полицейскими и, в частности, со скрывшимся в ФРГ бывшим начальником полиции Ермольчиком активно боролись с партизанами в нашем районе. Полицаи также обвинялись в десятках установленных случаях избиений, истязаний и расстрелов советских граждан, сожжении деревень, изъятии скота и имущества у жителей.

Список «заслуг» дополнен и другими инициативами: услужливые полешуки выявили и приняли участие в расправе над молодёжной подпольной организацией. Именно подсудимые Обмочиев, Бегунов, Зеленкевич, Жиляк и Жевняк участвовали в арестах подпольной антифашистской организации, арестовав 60 человек. Их вывезли за город, где работники немецкой службы «СД» их расстреляли. В это время полицаи так же старательно следили, чтобы арестованные не сбежали, а потому подводили их группами к месту расправы – заранее вырытой яме. Одежду, снятую с расстрелянных, полицаи потом поделили между собой.

В заключении судебно-медицинских экспертов после эксгумации останков расстрелянных констатируют: на том месте было уничтожено 54-56 советских граждан.

В честь погибших комсомольцев-подпольщиков в Хойниках названа улица.

На совести изуверов расстрел цыган и евреев.

Суд приговорил почти всех названных полицаев к высшей мере наказания в виде смертной казни – расстрелу с конфискацией имущества. Лишь Жевняк осужден на 15 лет лишения свободы в исправительно-трудовой колонии строгого режима.

Записала Алеся ЯЧИЧЕНКО.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *